поводу новых проекционных аппаратов, особых способов съемки и т. п. Спору нет, информация тоже нужна нам, но на одной информации мы теории не построим, особенно если и информа
ция-то эта подается беспартийно, с высоты научной «объективности».
■ Два года тому назад Главсоцвос Наркомпроса РСФСР предпринял издание сборников «Детское кино». Это издание ставило себе задачей — открыть широкую общественную кампанию за дет
ское и школьное кино и предпринять разработ-~ ку методологических и методических вопросов учебной кинематографии.
«Надо совершить крутой перелом, — гласила передовая первого сборника, агитируя за дет
скую кинематографию.—Надо от крохоборчества, которым в этом деле мы сейчас зани
маемся, перейти к смелым, бурным темпам, соответствующим бурному развитию всего нашего строительства и возросшим запросам ребят» (стр. 3).
Прошло два года, и за этот продолжительный период времени редакция «Детское кино» сумела выпустить только одну небольшую тетрадку статей.
Призывая к бурным и смелым темпам, сама редакция двигалась и движется черепашьими ша
гами. Весьма нужное предприятие заглохло, А если уж Наркомпросу мало дела до теорети
ческой разработки проблем школьного кино, то кому же тогда, спрашивается, до этого дело?
Итак, теоретическая работа по учебному кино была поставлена у нас чрезвычайно плохо. А ме
жду тем без нашей, пролетарской теории нам не построить учебной кинематографии. Значение, теории важно для нас именно теперь, когда со
ветская учебная кинематография только-только начинает складываться; именно теперь, когда ей предстоит встать на правильный путь, отмеже
вавшись от буржуазного учебного кино. Надо, чтобы наши теоретические кадры возможно сксрее разрешали спорные методологические вопросы, на которые практики-режиссеры наталкиваются 6 процессе производственной работы. Надо уметь по-ленински поднять эту стихийность до сознательности, осмыслить имеющийся у режиссеров опыт.
Ничего не значит, что этот опыт недостаточен, ибо и из небольшого опыта можно сделать правильные выводы, если строить эти выводы на основе марксистского метода. Сами режиссеры учебной фильмы должны быть не против такого теоретического осмысливания их первых, порой еще экспериментальных, работ, а вся
чески помогать и облегчать выполнение этой задачи. Правда, среди режиссеров встречаются люди с узко-деляческой установкой. К счастью, такие люди явление не массовое. Подобные дельцы попадаются лишь единицами. Большая же часть режиссеров сознательно и честно стремится вооружить себя теорией.
Условия, в которых приходится завоевывать теорию, очень сложна. Теперь, когда учебная кинематография только начинает создаваться, вся
кая, казалось бы, незначительная теоретическая ошибка может вызвать огромные последствия, может отразиться на подготовке кадров в нежелательном направлении, может привести к большой трате народных денег. Ведь предприятие, которое мы хотим создать — учебная кинематография, — есть предприятие колоссальных масштабов, предприятие, которое должно будет охватить миллионы учащихся. Это обстоятельство обязывает нас со всей решительностью бороться за правильную марксистско-ленинскую методоло
гию в учебном кино, не допускать никаких, даже, казалось бы, на первый взгляд несущественных отклонений.
Ибо несущественные отклонения в теории вызывают в практике производства огромные нежелательные последствия. На учебные экраны проникнет враждебная нам идеология и будет сры
вать учебу вместо помощи, тормозить воспитание кадров, вместо техпропаганды, искажать партийный лозунг борьбы за овладение техникой и т. и.
В последнем постановлении ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе («Правда», 1931, >6 245 от 5 сентября) подчеркивается особенно предложение
«вести систематическую и неуклонную борьбу против оппортунистических антиленинских извращений политики партии в области школьной работы».
ЦК приводит и примеры этих извращений по линии методики . (легкомысленное методическое прожектерство, «метод проектов» и т. и.). Это постановление относится в одинаковой мере и к учебной кинематографии.
Разве здесь иет оппортунистических извращений политики партии в области народного образования? Разве мы не встречаемся здесь с мелкобуржуазными методическими «изобретеннями»? Того и другого в учебном кино хоть отбавляй. И подобно тому, как всемерно необходимо организовать научно-исследовательскую работу в области коммунистического воспитания и строитель
ства советской школы, также следует укрепить теоретический фронт учебного кино лучшими