МОЯ РАБОТА ПО РОСПИСИ

КАЗАНСКОГО

ВОКЗАЛА

Е. Лансере

К

ОНЧИВ свою работу, художник еще долго продолжает жить своим произведением, и его отношение к нему все время меняется.
Конечно, и я не так буду смотреть через год на только что
законченные мною панно для Казанского вокзала. Признаю всю субъективность и преходящесть своих сегодняшних выводов. Основанные на только что проделанном большом и редко представляющемся художнику опыте, мои сегодняшние впечатления и соображения, думаю, смогут внести свою долю в тот запас коллективного навыка, на основе которого выкри
сталлизуется в конце концов стиль эпохи, как бы нам ни казались далекими друг от друга точки отправления и наши сегодняшние группировки.
Монументальная живопись гораздо более других требует коллективной выработки своих положений. Ее технические приемы слагаются из опыта многих мастеров, выполнение обычно требует участия многих художников.
Наконец этот род живописи обращается к действительно массовому зрителю, который к тому же не приходит смотреть картины как посетитель выставки, музея, он занят совсем другими мыслями, но зато иногда он будет находиться перед данным произведением дольше, чем даже не спешащий посетитель картинной галлереи.
Поэтому, если в монументальной живописи нужны ясность и четкость, то не менее нужна и другая функция стенописи: быть украшением, ценностью, обо
гащать стену, давать пищу для разглядывания, увлекать внимание зрителя вглубь композиции, давая толчок для воображения, творчества зрителя, этим как бы „расширяя“ помещение.
На только что проделанном сложном опыте мне особенно ясно почувствовалась наша, художников моего поколения, оторванность от опыта больших росписей. В особенности незнание приемов выполнения для таких боль
ших дистанций открылось мне только после того, как картины уже были прикреплены к своду, леса сняты и доступ к картинам стал невозможен. Я увидел, что я много думал и работал над композицией, но недостаточно над тем, как она будет выполнена, как панно будут выглядеть в назначенных для них местах. Нельзя не признать громадного понимания требований монументаль
ной живописи и в средние века и после. Их приемы, доведенные почти до предельной лаконичности, особенно поучительны для нас в стенописях Визан