ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Рисунок А. Успенского
- Зайдем, Вася! Може, и за моей справкой экспедицию нарядят!

ТОЧНЫЙ УЧЕТ

— Вам, гражданин, что угодно?
— Счетик тут у меня небольшой. Получить бы?
— Ага. Давайте. Так... „Прошу уплатить мне за сделанные вашему предприятию две пары оглобель“... Гм... пятнадцать рублей шестьдесят копеек... Ваш счет, гражданин, не оформлен. — Как это?
— К счету должен быть приложен акт, в котором должно быть указано, для какой надобности эти оглобли приобретены.
— Известно для какой. Не горшки же бить, оглобли покупают.
— Ну, мне с вами в полемику входить некогда, что и для чего покупается. Сходите к завхозу, и пусть он сделает, что нужно, потом сходите к заведующему отделом снабжения.
— Эх! Да ведь оглобли-то получены. А когда-же мне ходить от одного к другому? Меня работа ждет.
— И меня работа ждет. Не могу же я пропустить к оплате неоформленный счет. Вы же должны это понимать? — Как не понять. Время то жалко.
— Лучше немного пожертвовать временем раньше, чем тратить его в большем количестве позже. Идите, идите, гражданин. Скорей оформите, скорей получите.
— Это уж, как водится. Придется итти. — В чем дело, товарищ?
— Да вот к вам послали, товарищ завхоз. — Я же все заверил.
— Бухгалтер говорит, что еще нужно.
— Не понимаю, что ему нужно? Я же написал, что работа выполнена и оглобли приняты. Чего-же больше?
— Не знаю, товарищ завхоз, чего ему нужно. Говорит, что счет не оформлен.
— Интересно. Пойдемте, я спрошу его, чего еще ему не хватает. — Да уж сделайте милость. Время-то... Да и деньги нужны. — Степан Сергеевич, мы к вам. В чем дело? — Счет не оформлен.
— Почему? Я же заверил, что работа выполнена и оглобли приняты.
— Это-то верно, что вы заверили, но вы не указали цели приобретения этих оглоблей.
Какую цель? Надо думать, что цель приобретения оглоблей годовалому ребенку понятна. Не палки-ж к пролетке подвязывать?
Вы, Петр Афанасьевич, кажется хотите меня учить, как вести бухгалтерию?
И не думаю. И дела мне нет до вашей бухгалтерии. Мне нужно, чтобы вы пропустили к оплате счет этого гражданина.
— Но, чудак, вы этакий. Как-же я могу пропустить этот счет, раз я не знаю, для чего вы заказываете эти оглобли?
— Ясно для чего оглобли заказываются.
— Для вас ясно, а для меня нет. Я не знаю, например, что эти оглобли куплены, чтобы заменить старые или куплены в запас? — Какая разница?
— Очень большая. В первом случае — это простая замена одной вещной ценности другой, а во-вторых, это новая вещная ценность. В первом случае при счете должно быть указано, что старые оглобли, положим, телеги, саней, пролетки, заменены новыми, а в другом — должен быть представлен акт приема и осмотра этих новых оглоблей, т.-е. новой ценности, вкладываемой в хозяйство нашего предприятия. Кажется, ясно?
— Ни капельки.
— Ну, я не обязан учить вас элементарным правилам счетоводства. Сходите к заведующему отделом снабжения. Он знает, что нужно сделать.
— А вы иначе не пропустите счет? — Ни в каком случае.
— Ну, что делать. Пойдемте, товарищ, к заведующему отделом снабжения. Может, тот, что сделает.
— Ах, ты, господи. И чорт меня связал с вашей фабрикой. Продал бы простому извозчику и деньги бы получил давным давно и канители бы этой не имел.
— Ничего, товарищ, не поделаешь. Хозяйство не может итти без точного учета, но мы это сейчас уладим. Заведующий отделом снабжения сделает то, что нужно.
— Скорей-бы. Ведь уже час, а в два часа и касса закрывается.
— Сейчас, сейчас. Вот, Яша, какое дело. Наш бух не хочет пропускать счета этого гражданина, говорит, что он не оформлен и послал к тебе. Устрой, пожалуйста.
— Что-же бухгалтер хочет, что бы я устроил? — Хочет, чтобы ты приложил акт приемки и осмотра этих оглоблей — А на какой чорт ему этот акт?