Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ИСКУССТВО ТРУДЯЩИМСЯ

ТЕАТР КИНО МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТУРА АРХИТЕКТУРА
Еженедельник при Научно-Художественной Секции Гос. Ученого Совета Адрес редакции и конторы: Лубянский пр., Политехнический музей, № 123. Тел. 2-20-17
6 октябряГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

№ 45

С О Д Е Р Ж.А Н И Е: Передовая. — Б. Терновеи,: Выставка немецкого искусства. — С. Городецкий: В. Я. Брюсов (к годовщине смерти). — Эрдэ: „Георгий Гапон“ в т. им. МГСПС.—Л. А. В. „Тень осла ,
в Драмат. т.—И. Иванов-. 2-й концерт Жиль-Марше.—Кино.—Новости недели.—Заграницей— Программы и либретто театро в.—С водная афиша театров.— Об’явленчя.
Москва, 29 сентября 1925 г.
История театра знает, что театр во все эпохи лишь тогда имел значение, когда со сцены в зрительный зал неслись слова, образы, картины, близко затрагива
ющие зрительный зал. Стоит пересмотреть куплеты водевилей, стоит вспомнить, что весь театр искал в „Горе от ума“ пор
треты всем знакомых москвичей, что все упоминания Загоскина, барона Брамбеуса, Пушкина были хорошо известны публике гоголевской эпохи, стоит припомнить всю злободневность чуть ли не каждой пьесы Мольера, всю существенность для своего времени монологов Фигаро, стоит сознать всю силу и мощь Аристофановской сатиры, называвшей не только в прозрачных на
меках факты, волновавшие афинян, но поименно осмеливавшейся указывать неугодных поэту граждан, чтобы понять до ка
кой степени театр должен быть животрепещущим. И природа этого искусства та
кова, что его творчество живет лишь в настоящем, и психология его воспринимающих требует со всей настойчивостью не экскурсов в далекое прошлое, не рекон
струкции исчезнувшего, а сегодняшнего дня во всей его полноте. Если драматическая перелицовка классиков может вы
зывать осуждение, тем более, что театр обладает средствами вскрыть новое со
держание в давно привычном (примеры истекших лет у всех в памяти: „Доходное
место в театре Революции, „Дело в театре Комиссаржевской и т. д.), то при
ближение к зрителю пьес переводных, или пьес лишь сценически значительных должно быть приветствуемо. Нельзя, конечно, этоделать так, как, наир., сделано театром б. Корш (см. „Тень Осла ), но принципиальная сторона вопроса от случайной неудачи в решении частного случая нисколько не ме
няется. Театр только тогда во всей полноте выполнит свое назначение, когда и словес
ный материал, преподносимый со сцены, не будет зрителя оставлять хладнокров
ным. Русский театр за последние годы ушел в формальные искания, столь необ
ходимые для правильного роста художе
ственно-творческих возможностей, в них он достиг существенно важных результатов, и теперь он должен все свое внима
ние направить на приближение к зрителю текста пьесы, воспроизводимой на сцене. Надо вернуть т-еатру забытое его значе
ние, этому учит нас и не только прошлое театра, но и „низовые формы его, столь сильно распространенные „Живые газеты , „Су
ды , „Инсценировки , затрагивающие вопросы, близкие каждому из зрителей, напол
няющих клубы и окраинные театры. И тогда театр перестанет быть близким лишь одним „театральным интеллигентам , а ста
нет одним из существеннейших факторов в строительстве новой жизни.