(Морозовское Отделение Госуд. Музея Нового Западного Искусства).
Демонстрация немецкой живописи последнего столетия в ближайшем соседстве с живописью французской каждый раз приводит к печальным для Германии за
ключениям; это впечатление вы выносите и в музеях современного искусства в Г ер
мании (Берлин, Мюнхен, Дрезден), где, входя в залы французской живописи после длинного ряда немецких зал, вы словно вступаете в благоухающий оазис, дышите воздухом очищенной и просветлен
ной культуры; и наоборот—в прекрасном, радостном собрании французского искусства Морозовского Отделения вновь от
крытый большой зал немецкой живописи переживается как нечто инородное, по
Беклин.
Строенное на каких-то чуждых принципах, как продукт иногда отста\ой, иногда бо
лезненной среды. Обоими путями вы вновь приходите к заключению о неоспоримом первенстве искусства Франции в течение прошлого века: пусть это первенство не было столь очевидным, как в течение 18-го столетия, когда Париж и Версаль были эстетическими законодателями Европы; войны Революции и Империи, глухая по
лоса Реставрации поколебали господствующее положение французского искус
ства, пробуждая националистическую реакцию в ряде стран; но борьба, которую
ведут Курбе, Мане, импрессионисты с оффициальным искусством Франции, при
водит к неожиданным резуль
татам—эти революционеры живописи побеждают сразу в масштабе интернациональном, и их
торжество становится снова торжеством искусства французского. И все же справедливо утверждение, что Германия наряду с Англией и Россией при
надлежит к немногим странам, имеющим в своем художественном активе явления, подымающиеся над общим уровнем про
винциального и местного искусства.
Если Англия может похвастать Констэблем и Тернером, оказавшим в свое время влияние на Делакруа и Клода Моне, если Россия имеет в лице Щедрина и Иванова мастеров, значительно опередивших эпоху, то и Германия может указать на имена Менцеля, Маре и
Лейбля, а теперь с болезненной настойчивостью повторяет имена ряда новейших „экспрессиони
стов , для подтверждения види
мости своего художественного своеобразия.
Организованная Музеем Нового Западного Искусства вы
ставка поневоле ограничена в своем матерьяле: она базируется исключительно на московском фонде и ряд перво
Эскиз к „Песни Нибелунгов“.

ВЫСТАВКА НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА.

Выставка немецкого искусства.