„Старика , пейзажный рисунок и наблюдательные острые и лаконичные по форме гравюры.
Искусство Либермана—типичный пример воздействия французов на старшее поколение XX в., живопись молодых затронута им с неменьшей интенсивностью. Ху
дожники, сформировавшиеся в первом десятилетии 20-го века и играющие такую видную роль после войны — Кокошка, Пехштейн, Кольбе, Клее, Камнендонк, Шмит-Ротлуф и др.—немецкой критикой зачастую противопоставляются искусству Франции; услужливые теоретики ткут все более сложные и запутанные построе
ния, но все же живописное происхождение всей этой группы скрыть невозможно: оно от Франции—от Сезанна, Гогена, Матисса, Вангога, Пикассо, кубистов. Восставая словесно против Франции, экспрес
сионизм является одним из провинциально-искаженцых отражений ее боевых группировок: фовизма и кубизма.
Размеры статьи обрывают мысль. Скажу лишь два слова о скульптуре на выставке: как скульптор, Штук несомненно приемлемее живописца, претенциозность и вульгарность менее заметны; вместе с мра
морным бюстом Ницше Клингера, бронзы Штука иллюстрируют пассеистические тен
денции немецкой скульптуры; ранние работы Хет гера рисуют эпоху перелома: импрессионизм Родэна развеществляет здесь форму
Молодая скульптура снова возвращается к ясности и точности языка; бронзовый торс Гарбе интересен по движению, и четкой построенностью формы характери
зует новое пластическое мироощущение современности.
Б. Терновец.

ТЕАТР БРЮСОВА.

(к годовщине смерти 9-Х-24)
В многогранной творческой деятельности Валерия Брюсова театр занимал не последнее место. Как и во многих других секторах художественней мысли, он был здесь оппонентом своей эпохи. С упор
ной волей к созданию искусства классичного и монументального не вязался ни сумеречный театр Чехова, ни эмоциональный театр Комиссаржевской. Школа сим
волизма, к которой принадлежал и с ми
стическими уклонами которой враждовал Брюсов, упорно искала своего театра. Пе
тербургской группе символистов одно время, в момент ее мистико-анархических исканий, казалось, что таким театром будет театр Леонида Андреева. Но доста
точно прочесть „Весы того времени, чтобы увидеть, какое судорожное отвращение возбуждала в Брюсове андреевская исте
рика и его большие по об‘ему, но пустые по содержанию символы. Не пользовались его сочувствием и опыты А. Блока в плане романтического театра. Его театральная мечта была строже и суровей. Он в формах и темах античной трагедии искал опо
ры и защиты от довлевшей над ним эпохи. Но эпоха, с которой совпал расцвет творчества Брюсова, не давала никакой базы к созданию трагедии, и потому, несмотря на всю литературную завершен
ность драм Брюсова, им не суждено было сыграть решающую роль ни для самого Брюсова, ни для русского театра.
Его п^есы „Земля , „Путник , „Протесилай умерший , „Пифагорейцы и „Диктатор , из которых свет рампы видела только одна „Земля , остались в той же ве
ликой лаборатории русского театра, где покоятся и драмы Иннокентия Анненкова, и Вячеслава Иванова, и А. Блока, и Фе
дора Сологуба, т.-е. весь огромный опыт театра русских символистов.
Но думается, что теперь, когда Октябрь развязал узлы русской истории, и когда мы имеем базу для создания русской траге
дии, театральная работа символистов и в первую очередь Брюсова еще даст свои ростки и поможет грядущим драматургам в оформлении их вдохновений.
Сергей Городецкий.