социалистического строительства фантазия цифр облечется в плоть фактов? „А что, если Советская Россия, спрашивает Пауль Шеффер, московский корреспондент газеты „Берлинер Тагеблатт , в одной из своих статей, так закончит свою пятилетку, что „массы всего мира убедятся, что можно и без денег обойтись? .
Тогда, ответим мы ему, они убедятся — не только в этом, но и в том, что можно обойтись и без капиталистов.
Не только с иронией и снисходительной усмешкой следит буржуазное общество за осуществлением нашей пятилетки, но и с величайшей тревогой за свое будущее.
Пятилетка вырастает в мощный фактор активизации революционного сознания пролетарских масс всего мира. Такой великой исторической за
дачи, осуществляемой напряженнейшим темпом в кратчайший срок, еще не знало человечество.
Мы прекрасно сознаем, что „осуществление пятилетнего плана, представляющего программу развернутого социалистического наступления, связано с преодолением огромных трудностей внутреннего и внешнего порядка и возможно „лишь на основе величайшего роста активности и организованности трудящихся масс вообще и рабочего класса — в особенности(Из резолюций XVI-ой партконференции).
Мыслимо ли, чтобы многосотеннотысячная армия работников искусств была бы в стороне от этой титанической работы?
Возможно ли себе представить такое положение, при котором наше искусство во всем многообразии форм ушло бы от „житейского волнения... и битв ” в мир „звуков сладких и молитв? . Нет! Тысячу раз нет! Вокруг вопросов пятилетки мы должны мобилизовать все наличные кадры художественных сил. Не только мобилизовать, но и пробудить в них величайший рост активности и организованности.
Творческая мысль, художественное мастерство, формальные достижения различных школ и направлений, экспериментальные искания, великие и малые таланты должны быть органически включены в орбиту пятилетнего плана развития народного хозяйства Советского Союза.
Искусство в приемах и формах, свойственных его природе, должно стать художественным пропагандистом и агитатором пятилетки.
То, что нами сделано в этой области, ничтожно по сравнению с теми возможностями, какие заложены в самой природе искусства.
Возьмем^ хотя бы, кино. Язык кино интернационален. Десяткам национальностей и народностей, населящих СССР, зарубежным пролетариям различных стран мы можем на языке кино многое рассказать о нашем пятилетием развернутом социалистическом наступлении. В глухую тайгу, в песчаные пустыни, солончаковые степи, в аулы, ютящиеся в непри
ступных горных местах, мы можем пробраться с кино-передвижкой и пока
зать местному населению, каким будет Советский Союз через пять лет. loro, кто не овладел грамотой, кино может с агитировать и убедить своим показом. Но как мало нами сделано в этой области.
Море неограниченных возможностей и мелкие ручейки осуществленных намерений.
Всю нашу художественную работу, начиная от больших государственных организаций, работающих в этой области и кончая индивидуальным трудом мастера-одиночки, мы должны пропитать теми темпами, какие вложены в основу пятилетнего плана.
Этот план утвержден правительством в оптимальном варианте,
толь же оптимальной должна быть наша энергия в его осуществлении.