В. М. ФРИЧЕ

В трудных условиях формировался Владимир Максимович Фриче как ученый и революционер. Ибо действительность тем более ему проти
востояла и тем сильнее отрицала его, что он, будучи человеком науки, был одновременно и одним
из борцов за дело пролетариата. Он никогда не скрывал своих убеждений. Он никогда не отступал от принципиальных позиций марксизма. Он никогда не склонялся перед господству
ющими модными теориями идеалистов и эклектиков. В дореволюционное время он, не задумываясь, выступал про
тив официальной науки. И все же эта наука господствующего класса вы
нуждена была отступить, вынуждена была его, как ученого, признать. Это признание научных заслуг Владимира Максимовича было крупнейшей победой марксизма, это отступление господствующей науки перед марксизмом свидетельствовало о превосход
стве этой системы мировоззрения. В 1904 г. В. М. Фриче начал курс лекций в Московском университете („Немецкая литература накануне мартов
ской революции , „История русской интеллигенции и др.), но эта акаде
мическая работа не загораживает от него происходящих в стране событий. В дни революции Фриче вместе с рево
люцией. В период разгрома революции он не оставляет революционных ря
дов. Найденные в 1918 г. и теперь значительно дополненные Центрархивом донесения шпиков и провокаторов о революционной деятельности Владимира Максимовича дают
наглядное представление о той большой пропагандистской и лекторской работе, которую развивал Фриче: лекции в различных обществах, выступления на конспиративных собра
ниях, работа в различных легальных и нелегальных организациях. „Жизнь важнее искусства , — писал он. Да, для него, как для подлинного револю
ционера, на первом месте была жизнь, революционная действительность и борьба, на втором — наука, а на третьем — личное. Не поэтому ли не в меру бойкие „марксисты по недоразумению уже в наше время относили В. М. Фриче не к ученым, а, ви
дите ли, к просветителям, которые вообще-то нужны, но для науки в данное время бесполезны. Эти „критики не понимали, что „просвети
тельство Фриче есть долг каждого участника революционного движения, что наука никогда не была и не бу
дет для революционера самоцелью, что она, по выражению Владимира Максимовича, нужна ему только лишь „как орудие организации жизни .
Но значит ли это, что раз наука есть средство, а не цель,то безраз
личен ее характер и содержание, что революционер-ученый может относиться к ней поверхностно?
Нет, конечно, и труды Вл. М. Фриче являются нагляднейшим тому подтверждением.Он был и революционером и ученым. А „марксисты , за
числявшие его в просветители, не были ни революционерами, ни учеными. В этой связи нельзя не вспом
нить слова т. Горева, сказанные им