спорить не приходится. Открытых сторонников аполитичного искусства становится все меньше и меньше. Открытых сторонников чистого, развлека
тельного искусства, в противовес искусству политически тенденциозному, тоже становится меньше.
Принципиальное обоснование роли искусства в эпоху социалистического строительства исчерпывающе дано в резолюции ЦК партии по вопросу
о политике партии в области художественной литературы и в резолюциях театрального и кино-совещания при АПО Центрального Комитета партии. Эти резолюции в основном сохранили свою жизненность до настоящего времени. Новая обстановка вынуждает только внести некоторые дополнения и по новому сделать ряд ударений в старых резолюциях.
Что нового дает современная обстановка по сравнению с 1925 годом, когда принималась резолюция по вопросам художественной литературы?
Решительно изменилась экономическая обстановка. Резче обозначились реконструктивные задачи, рельефнее выпятилась наступательная стратегия пролетариата, сформулированная в пятилетке, углубились практи
ческие задачи социалистического строительства, видоизменился характер экономических затруднений, обострилась классовая борьба в стране.
Вместе с этим мы имеем значительный подъем политической активности рабочей массы и рост ее культурного уровня, запросов и требователь
ности. Тяга к искусству и рост художественно-творческих сил пролетариата и крестьянства превратились в мощное массовое движение, становящееся крупнейшим фактором культурной революции. Развитие отдельных отраслей искусства в стране и рост художественной продукции, удовлетворяющей идеологическим требованиям пролетариата, не поспевают за быстрым рос
том культурной требовательности масс. Диспропорция между темпом роста культурного уровня масс и не поспевающим за ним темпом роста идеологически выдержанной художественной продукции вызывает естественную неудовлетворенность передовых слоев рабочей массы.
Рост пролетарского сектора в искусстве за последние годы создает предпосылку для ликвидации этой диспропорции в дальнейшем. На ряду с этим в стране идет необычайно интересный процесс формирования и активизации пролетарской общественности вокруг отдельных отраслей искус
ств (художественно-политические советы, зрительские конференции и т. п.). Общественность эта, являясь неоспоримым фактором культурного роста масс, создает в то же время большую силу для классового отпора враждебной идеологии, просачивающейся в искусство, для проявления классовой бди
тельности на фронте классовой борьбы, протекающей в искусстве в особых, своеобразных формах.
Разбитый в области политики, вытесняемый из экономики, классовый враг пытается зацепиться в области идеологии, где он дает нам аррьегардные бои. На этом фронте пролетариат менее вооружен. На этом фронте врагу легче применять методы маскировки. Учитывая силу художественных методов воздействия на массы, классовый враг пытается их использовать в своих целях. Кулак в деревне дает свой социальный заказ на песни, частушки, религиозную музыку и художественное оформление церковных праздников,
обрядов, сектантских собраний. Буржуазия в городе активно противодействует переключению искусства на службу классовым целям пролетариата. От ее представителей в искусстве исходят жалобы на перегрузку искусства поли
тикой. Ее агенты являются рыцарями „чистого искусства , подымающегося над классами, над партиями, над ярмаркой житейской суеты, над классовой борьбой, над социалистическим строительством. Ее более умные представители воспевают пафос нашего строительства, делая ударение на американизме,