Посвящается П. Н. Сакулину. РАЗУМ И СЕРДЦЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО.

Психологическая характеристика1).
Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!
Эти стихи Некрасов посвятил Добролюбову, младшему соратнику Чернышевского. Но они еще более подходят к самому Николаю Гав

риловичу Чернышевскому: ведь, в его лице мы именно чтим великий разум и великое сердце.

Плоды великого разума Чернышевского стали или становятся достоянием народным. В той или иной мере известны его мысли

философские, исторические, политические, экономические, социальные, этические, эстетические, литературные. Силы и дарования великого сердца Чернышевского известны менее. Они почти безвестны.
Я уверен, что юбилейный 1928 год будет огромным этапом в нашем познании Чернышевского. Если в старой, царской России долгие годы и десятилетия самое имя Чернышевского было запретным, если в девя
ностых годах его сыну, покойному Михаилу Николаевичу, не позволяли ставить на сборниках статей его отца имя автора, если в 1905 году собрание сочинений Чернышевского было искалечено из‘ятиями, если
многие произведения Чернышевского были замурованы в тайниках Третьего Отделения, то великая русская революция разбила эти тайники, вынесла оттуда на дневной свет и на всенародные очи погребенные там произведения Чернышевского и предоставила нам возможность изучать и широко оглашать убеждения славного мыслителя.
Исследования и популяризация уже начались. Выходит новое собрание главнейших сочинений Чернышевского, воспроизводящее его мысли в максимальной точности и полноте. Печатается драгоценное „Литературное наследие Чернышевского — с его автобиографическими записями, дневниками и письмами. Издана монументальная моногра
1) Речь на торжественном соединенном заседании ГАХН и Общ. Люб. Рос.
Словесности 29 ноября 1928 г.