фия о Чернышевском Ю. М. Стеклова. Издано несколько коллективных сборников со статьями о Чернышевском. Издано несколько общедо
ступных книжек. Напечатаны десятки, если не сотни журнальных и газетных статей.
Мне не хотелось брать для юбилейной речи тему из круга исследований по огромному интеллектуальному наследию Чернышевского. Хотелось бы иного: вместе с собравшимися почитателями Чернышев
ского попытаться разобраться не столько в продуктах и итогах работы разума и сердца Чернышевского, сколько в тех силах и напряжениях,
с какими великий разум и великое сердце высвобождались из-под власти прошлого и мощными движениями поднимались к вершинам будущего. Хотелось бы воскресить образ живого человека, хотя бы в некоторых крупных и характерных чертах.
II.
На далеком историческом расстоянии, когда мы хотим кратким определением охватить Чернышевского, мы не найдем лучшего, как это: „мыслитель-революционер -.
Чернышевский был революционером, подлинным революционером. Недаром так горячо чествуется его память в нашей революционной стране.
Но это был революционер-мыслитель. Чернышевский создал великие революционные ценности; но это были ценности интеллектуального порядка.
Чернышевский контрастен русским политическим и революционным деятелям его и позднейшего времени. Если вспомним ft. И. Гер
цена, его современника и антагониста, то признаем, конечно, его огромный ум и крупные, созданные им идеологические ценности. Но вспомним и его огромную общественную деятельность, его широ
кое общение с революционными деятелями России, Франции, Италии, Польши. Если вспомним другого современника, М. ft. Бакунина, то здесь еще сильнее выделится не только личное общение с европей
скими революционерами, но и деятельное участие в революционных движениях Запада, будь ли то крестьянское восстание или защита Дрездена, или конспиративная деятельность французских или итальян
ских заговорщиков. В. И. Ленин был революционером-мыслителем; он создал огромные ценности в круге философской, исторической, экономической мысли. Но он же был революционером-деятелем, революционером-вождем, и не только подготовлял, в общении с огромным кругом революционеров России и Запада, революционные выступления, но и совершил, во главе пролетарских масс, величайшую революцию.