Это очень важно, потому что самое большое несчастье, когда читаешь большинство статей о Художественном театре, в том числе и свои собственные, это потеря чувства определенного исторического времени. В этих обобщающих статьях Художественный театр как бы
перестает жить во времени и становится лишь итогом и результатом всей своей жизни. По существу же 30 лет Художественного театра
это столь разнообразная, столь по-разному слагавшаяся дорога, что если говорить о ней в плане истории, то окажется, что было очень много различных периодов, много различных кусков, и только в по
рядке отвлеченной мысли можно из всех разнообразных кусков извлечь какой-то общий принцип и общее начало. Эти общие прин

ципы, разумеется, есть, но они создавались не сразу, а постепенно и с немалым трудом. Позвольте же обратиться к истокам.

Впервые зародился и открылся Моск. Художественный театр 14 октября 1898 года. Это—факт казалось бы незыблемый, но когда я внимательно вдумывался в материалы истории Художественного театра (к сожалению история эта еще по-настоящему не написана), то мне пришла в голову мысль, что 14 октября 1898 года Художественный театр в сущности еще не открылся, потому что, для того, чтобы ска
зать, что театр открылся, нужно было ему пережить известный период времени и узнать:—подходят ли люди, вошедшие в театр, друг к другу настолько крепко что им можно пускаться в дальнюю творческую дорогу.
Что же происходило в первые годы МХТ? Да происходила пришлифовка, присматривание творческих групп друг к другу,—с одной стороны окончивших филармонистов,— с другой — членов Общества
искусства и литературы. Эта пришлифовка продолжалась года четыре и для меня, например, ясно, что по-настоящему Художественный театр открылся вероятно в 1902 году, и поэтому „юбиляром“ он будет, еще
раз, когда на календаре будет стоять 1932 год. Почему это произошло? Потому что все 4 года с 1898—1902 происходил период становления театра, создавалась, самое главное в театре, его труппа, а труппа же создалась не сразу. Качалов, например, вступил в театр в 1901 году, а Леонидов в—1903 году, это одно показывает, что процесс формиро
вания основной труппы Художественного театра затянулся на годы. С другой стороны, целый ряд людей не спелись, и в 1902 году, как известно, ушла из Художественного театра довольно большая группа актеров- Вместе с тем сам театр пережил новую организационную реформу, стал товариществом, и образовалось так называемое полное
товарищество, которое и держало потом Художественный театр в своих руках.
Для этого первого периода характерна известная пестрота репертуара, особенно в сезон 1898-99 года. Затем господство в режиссуре мейнингенского принципа, в таких исторических постановках, как „Царь Федор“, „Шейлок“, „Смерть Иоанна Грозного“. В это же время