был дан лозунг: реконструкции старинного театра, который был осуществлен в постановке Софокловской „Антигоны“.
Сразу же появились новые ходы в репертуаре (Ибсен, Гауптман, Чехов) и создалась одна из важнейших традиций Художественного театра, оставшаяся и до наших дней. Эта традиция — поиск и нахождение своего автора.
Очень существенно было и то, что Художественный театр начался тогда, когда вообще в России начиналась какая-то новая жизнь, ранее не бывшая.
Вот несколько фактов из различных областей искусства. В ноябре 1898 года вышел № 1 „Мира Искусства“, и начала слагаться одна из важнейших художественных группировок. Символизм уже сильно окреп.
В „Северном Вестнике“ начали, напр., печататься статьи А. Волынского, подводившие первые итоги. В сезон 1898-99 года происходило много важных юбилеев, напр., 25 лет прошло с тех пор, как мейнин
генцы впервые поехали с гастролями по Европе и вот через 25 лет в создании МХТ закрепилось и у нас их культурное влияние. В 1900 году впервые Александр Бенуа начал делать театральные декорации, т.-е. были брошены семена того декоративного искусства, какое докатилось до Художественного театра в предвоенные годы. В музыке начал разворачиваться А. Н. Скрябин. В общественной мысли стал слагаться русский марксизм.
Все это доказывает, что появление Художественного театра было связано с целым рядом сдвигов во всех областях русской культуры. Если бы дело создания нового театра не взяли в свои руки Владимир Ивано
вич Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Станиславский, то пришли бы другие, и все равно русский театр на месте не остался.
1898—1902 гг. можно назвать прологом театра. К окончанию этого пролога стали обозначаться новые перемены.
Во-первых, принцип мейнингенцев успел уже настолько стабилизоваться, что новое применение его стало выглядеть, как повторение, но так как в театре есть всегда известная инерция, то поэтому еще появился „Юлий Цезарь“, и только тогда стала ясной необходимость покинуть позиции бытового и исторического натурализма.
Не забудьте также, что к этому времени фактически кончился Чеховский репертуар, потому что „Вишневый сад“ не был еще написан, и остался не сыгранным только „Иванов“. Значит у театра выходил из оборота тот драматург, на которого были все надежды.

Его только отчасти заменил Максим Горький (в 1902 — 1905 годах прошли в МХТ 3 его пьесы). А когда Художественный театр обращался

к другим современным авторам, то они давали вещи мало удачные. Пьесы Ярцева, Чирикова, Найденова, это было все очень недостаточно для молодого Художественного театра, так как в 1902 —1905 года он на 10 голов был выше этих авторов.