Вместе с тем влияние новой драмы, приходящей с Запада, также способствовало усилению внутреннего кризиса. С Ибсеном у театра не ладилось, а метерлинковский спектакль и прямо не вышел из-за применения неверных методов режиссуры. Так что в этот период обо
значился кризис режиссуры и начался поиск новых путей. Создалась (1905 год) Студия на Поварской. Очень любопытно, что на откры
тии этой студии, где говорили речи Станиславский и Мейерхольд, Константин Сергеевич, между прочим, сказал что сейчас, когда про
буждается общественное движение, театр не может и не имеет права служить только чистому искусству, он должен отзываться на обще
ственные нужды, выяснять их пути и быть рычагом общественности. Вот вам и легенда об аполитичности театра!
В 1905 году, однако, наступила буря и вот оказалось, что Художественный театр имеет одну особенность, — он не может творить в бурю. И хотя на юбилее было сказано, что чайка носится и перед бурей, но когда наступает буря, чайка Художественного театра скла
дывает крылья и не носится. Так было в 1905 году, когда, сыграв „Дети солнца“, театр испытал острые минуты растерянности и должен был уехать за границу, чтобы собраться и с мыслями и с силами.
Когда в 1906 году Художественный театр вернулся, то уже наступила полоса реакции.
В 1906 году была разогнана 1-я Государственная Дума, появилось выборгское воззвание, началось действие военно-полевых судов.

Реакционное настроение сопровождалось театральным кризисом. Когда говорят слово „кризис“ без конкретных примеров и фактов, тогда

очень трудно видеть, действительно это кризис или нет. Но вот в 1906 —1908 годах был кризис настоящий, потому что публика отверну
лась от серьезных театров, и серьезные театры не могли говорить серьезные слова. Факты были налицо. В 1906 г. был открыт В. Ф. Комиссаржевской театр на Офицерской, но уже осенью 1907 г. наступил разрыв Коммиссаржевской с главным режиссером театра — Мейерхоль
дом. Вера Федоровна Комиссаржевская порвала с Мейерхольдом, в 1906 году он был режиссером в этом театре и через полтора сезона наступил крах этого театра.
К этому же времени относится крушение реформ Ал. Павл. Ленского в Малом Театре. Художественный театр, правда, ставит смелую условную постановку „Драма жизни“, — но уже в зрительном зале этот спектакль не находит отклика.
К этому периоду наступает зрелость Художественного театра. Это значит, что что-то успокоилось и что-то разошлось. В книге „Моя жизнь в искусстве“ К. С. Станиславский говорит о том, что к этому времени и он, и Владимир Иванович внутренне созрели как художники и пожелали каждый вести кроме общей работы еще свою собственную. Это было в 1908 году и не могло не остаться без