влияния на дальнейшую жизнь театра. К этому времени сделано было много ценного. В области театральной живописи Художественный театр, который до тех пор крепко держался за живопись Симова, уви

дел, что существуют и другие художники. А так как в период времени с 1908 г. по 1915 г. появились в обществе созерцательные

настроения, то это отразилось и в области театра и искусства вообще. Люди устали, с одной стороны, а с другой стороны, не было возмож
ности действовать. И вот начались созерцательные настроения, людям хотелось смотреть все красивое и изящное. Нельзя было обойтись без художника в театре и уже „Месяц в деревне“, где работает М. В. Добужинский, сближает Художественный театр с настоящей живописью, и этот союз с живописцами „Мира Искусства“ продолжается и дальше, вплоть до Пушкинского спектакля — последней постановки 1915 года в декорациях А. Н. Бенуа.
В это „тихое время“ Художественный театр, сделал еще один важный шаг—ставку на психологическую трагедию. Когда мы говорим о Чехове, как о современном драматурге того времени, то там мы имеем дело с психологической драмой. Когда Художественный театр поставил „Братья Карамазовы“ и „Ставрогина“ он от психологи
ческой драмы перешел к психологической трагедии. И этот курс на психологическую трагедию и в наши дни звучит как урок совре
менным драматургам. Совсем не нужно писать, как Достоевский, если
так не умеешь, но не надо бросать самой формы психологической трагедии, т.-е. надо уметь ставить живого человека в трагический конфликт с обществом ли или с самим собой, и это будет залогом появления настоящей большой вещи.
Этот период с 1908 по 1915 г. был периодом медлительным, в Художественном театре установился правильный ритм, каждый год давалось
3 постановки, внешне все было очень спокойно, все вошло в хорошее хозяйственно-художественное русло. Были устойчивые „абонементы“, хорошие актеры и хорошие отзывы критики. Было спокойное время, но уже в это спокойное время сеялись семена будущей театральной культуры революционных лет.
Например, если мы возьмем годы 1910—1911, то в эти годы происходили очень важные вещи. В 1910 году окончил театральную школу М. А. Чехов, в 1911 году — Е. В. Вахтангов, осенью этого года были приняты в Художественный театр в качестве сотрудников Эггерт, Фердинандов, Бебутов—будущие молодые режиссеры. В это же время из Германии писал в „Театре и Искусстве“ письма о пьесах и театре Грановский ив 1910-11 году из Парижа присылал первые корреспонденции Ан. Вас. Луначарский.
Когда наступила война, русский театр в первые годы жил по инерции, в 1914 году осенью стали ставить военные пьесы, и любопытно отметить, что их было написано в одну осень около 150, ставили