Все удивительно в этой двухвостой поэме. Почему „октябрь и „февраль оказались одним и тем же, почему вместо двух разных революций какой-то один общий комбинированный „дуплет полу
чается, почему на одного поэта целые две революции и две газеты пришлись и почему этот один — Орешин.
Я собрал около 7000 записок, поданных мне на лекциях за последнее полугодие. Записки разбираем, систематизируем и выпустим книгу универсальных ответов. Пока общее правило:
Публика первых рядов платных выступлений больше всего жалуется, что „Леф не понятен рабочим и крестьянам .
С одним таким я вступил, смущаясь, в долгие объяснения. Меня одобрили с галерки: „Да что вы с ним болтаете, это крупье из местного казино! Крупье имел бесплатное место в театре, так как эти два учреждения часто селятся рядом.
Зато в Ростове-на-Дону, выступая в ленинских мастерских перед 800 рабочими, я не получил ни одной не понимающей записки. Проголосовали:
— Все ли понимают?
— Кто нет? Одиннадцать. — Всем ли нравится?
— Кому нет? Одному.
— Остальным, которые и не понимают, и тем нравится? — И тем.
— А кто этот стихоустойчивый один? — Наш библиотекарь.
В поездках по провинции видишь и читаешь многое, обычно не попадающееся.
Например, крестьянский литературно-общественный журнал „Жернов № 8. А в нем статья тов. Деева-Хомяковского „Против упадочничества .
В ней есть такое:
— Характерно письмо одного и не плохо пишущего товарища из крестьян Гомельской губернии:
Я усиленно работаю над собой, но мне никак не удается хотя краем уха пролезть в такие журналы, как „Красная Нива“, „Новый Мир“, „Красная Новь . Послал „прохвостам ряд своих лучших сти
хов, но, увы, даже ответа не получил. Писал запрос, просил слезно „отеческий ответ, но ничего не слышно. Вот, товарищи, бывают ми
нуты отчаяния, и тогда на все смотришь не глазами пролетариата, а глазами озорными и забиякой сорванцом. Везде в журналах пе
чатаются только „свои , только тот, кто у „печки . Печатают всякий хлам и шлют его нам в деревню.
Леф, конечно, против грубого тона, но по существу это, конечно, правильно.
А еще редактор „Нового Мира и „Красной Нивы пишет, что Леф потерял связь с литературным молодняком.
Что вы!
В один голос разговариваем.