Несомненно учитывая эти болезни ВАППа, Кузница к съезду подготовила следующий багаж:
1) Декларацию, которая била тревогу по поводу количественного разбухания пролетлитературы. Вводя цеховую норму на писа
теля, Кузница додумалась до института „литературных кандидатов , достаточно нелепого по существу, но симптоматичного.
2) В плане организационном Кузница выдвинула лозунг объединения пролетарских литературных групп не по количественному признаку, а бросив на весы спора весь многотомный авторитет своих беллетристов.
3) В области творческой платформы Кузница сделала ряд заявлений, будто бы устанавливающих резкое ее полевение.
Тезису Лебедева-Полянского уже утверждают организующую роль искусства (ср. — жизнестроение) и необходимость „перешаг
нуть через подражание Достоевскому и т. д. (ср. — „сбросить Пушкина с парохода современности ).
Несмотря на всю путаницу в остальном этих тезисов, они показывают, что в своей теории Кузница достаточно далеко отошла от лозунга „писатель есть медиум своего класса (1923 г.).
Кулуарные беседы с делегатами выяснили, что на местах большое количество вапповцев ведет газетную работу, но смотрит на
эту работу как на неизбежное зло, воспринимая директивы вапповской верхушки как утверждение, что писатель „выше журна
листа, а рассказ и роман не работа, а „творчество , недоступное простому репортеру или фельетонисту.
Стремление к беллетристической выдумке в противовес фиксации действительного факта некоторые вапповцы объясняли тем, что, мол, действительность неинтересна.
— Что я буду писать о заводском директоре,— говорил районный вапповец — что тут интересного? Заведует человек, на заседания ездит, бумажки подписывает, по заводу ходит...
После съезда фазу пролетарской литературы мы мыслим себетак.
Вапповские теории „живого человека , „психологизма и „учобй. у классиков , подкрепленные беллетристическими тенденциями прак
тики „кузнецов , будут тянуть пролетлитературу еще более вправо, превращая пролетроманистов в без пяти минут Всеволод-Ивановых или Фединых.
Но, с другой стороны, огромная периферийная масса пролетписателей, поднявшаяся к литературной работе и, к счастью, не могущая выработаться в профессиональных беллетристов или „стан
ковых поэтов в условиях беллетристической безработицы, должна
будет найти своей профессии место органического применения. Таким местом, нуждающимся в работе тысяч писателей, может явиться только газетно-журнальная сеть. Только она в силах дать писателю постоянную работу, а также хорошую литературную выучку, держа его в жестких и коллективистических условиях газетной публицистики.