Там, где есть силовые установки, костру выгодно превращать в механическую и электрическую энергию. Из костры добывают целлюлозу и делают бумагу. Перевозить костру невыгодно, и она может быть использована только на месте.
Волокно и семя льна являются предметами мировой торговли. Из мест произрастания их перебрасывают через океаны и мате
рики к местам переработки и потребления. Общий вес мирового урожая льняного волокна и семян равен примерно трем миллионам тонн. Чтобы этот груз перебросить через океан, потребовалось
бы больше половины всего довоенного торгового флота Германии или весь почти современный торговый флот Франции. Чтобы про
двинуть груз этот к портам, нужны десять тысяч маршрутных поездов и столько же— чтобы подвезти его из портов к местам назначения. Целые города живут льном. Лилль—пятый по вели
чине город Франции, Гент — четвертый город богатейшей и промышленнейшей Бельгии, Бельфаст — самый большой, самый бога
тый и самый промышленный город на территории Ирландского острова, Ленинград — красивейший город СССР и один из самых красивых на земном шаре. Во всем Ленинграде нет замечательней и прекрасней зданий железобетонных льняных складов в Новом порту.
Велико разнообразие тканей, выделываемых из льняного волокна. Бельевое полотно различной тонкости и добротности, дамасские ткани для столового белья, покрытые белым тканым узором, тончайший лино-батист, шелковистый наощупь и прозрачный на взгляд, цветные материи для пошивки верхнего платья.
Не менее разнообразен ассортимент технических тканей, вырабатываемых из льняного волокна. Непромокаемый брезент, столь необходимый в технике транспорта и для работ под открытым небом, различные сорта парусины, ткань для палаток и для вся
кого рода военного снаряжения, пожарные рукава, прорезиненные ткани, прокладка для автомобильных покрышек, приводные ремнипассы и наконец самая грубая мешковина, похожая более на примитивное плетение первобытных времен, чем на продукт современной машинной промышленности.
В последнее время льняная пряжа все в больших и болыпих количествах употребляется для выработки смешаных тканей в соединении с пенькой, хлопчатой бумагой, искусственным шелком и даже шерстью.
Льняное масло, выжимаемое из льняных семян, в процессе переработки дает в свою очередь обширный ряд весьма разнообразных продуктов. Льняное масло само по себе питательно и обладает высокой калорийностью. В льноводных районах СССР, в Венгрии, быть может, еще кое-где невзыскательные льноводы употребляют это масло в пищу, несмотря на его неприятный запах и специфический вкус. В технической переработке льняное масло варят, прибавляя к нему различные вещества (свинец, марганец). Получают олифу. Большая часть масляных красок делается на