льняной олифе. Масляные лаки изготовляются также на льняном масле. Перерабатывают льняное масло и в различных соединениях со смолами тропических, частью вымерших уже растений.
Так делают диэлектрические лаки, обладающие высокой изоляционной способностью в отношении электричества. Большинство электрических машин и аппаратов не может быть построено без диэлектрических лаков. Если бы не существовало льняного масла с его способностью при высыхании образовывать тонкую, прочную и эластичную пленку, обладающую низкой электропроводностью,
то электрическое машиностроение никогда не достигло бы той высокой ступени развитая, на которой оно находится в настоящее
время. Варя льняное масло в герметических котлах без доступа воздуха, получают типографскую олифу, которая и не затвердевает окончательно и легко отмывается от металла. Обрабатывая льня
ное масло кислородом, получают твердый материал, тонущий в
воде и не растворимый в эфире и других сильных растворителях. Из этого материала изготовляют линолеум. Приготовляют из льняного масла и пищевой продукт, обладающий более высокими пи
тательными и вкусовыми качествами, чем сырое льняное масло. Для этой цели его подвергают сложной механической и химиче
ской очистке. Прогоняют через систему аппаратов и химических реактивов до тех пор, пока оно совершенно не лишится первоначального своего неприятного запаха и своего зеленовато-желтого цвета с металлическим отливом. Превращенное в бесцветную мас
лянистую жидкость без запаха и почти без вкуса, льняное масло
подвергается обработке водородом. Тогда получается маргарин — продукт, внешним видом похожий на коровье масло лучшего качества, очень питательный и высококалорийный.
Лен сеют на всем протяжении северокавказских степей. Между Салом и Манычем, между Кумою и Тереком и вдоль по Кубани.
Тут растет так называемый лен-кудряш. Урожай его состоит из одного только семени. Кудряш — растение низкорослое, ветвистое,
и говорят, что волокна в нем вовсе нет, а если и есть, то так немного его и такое оно скверное, что нет расчета трудиться добывать его из стеблей. Эта легенда о кудряше, такая же древ
няя, как и сама льняная культура, прочно держалась до нашего времени и до наших дней. Тот же кудряш, что и у нас, культи
вируется и в иных странах — в Индии, в Аргентине. И везде
с него получают одни лишь семена и нигде не перерабатывают на волокно. Кудряш — семенной лен.
Но вот в Америке Форд решил сам делать резиновые покрышки для своих автомобилей. Для подкладки в покрышки по
надобились миллионы метров льняной ткани. Форду очень скоро надоело выписывать ткань эту из Англии, и он приступил к организации собственного производства. Он не стал покупать европейского волокна, ни эстонского, ни советского, ни даже дешевого и грубого польского. Форд стал сам разводить лен. В Северной Америке волокнистый лен мало известен. На обширных своих