Из сообщений газетчиков мы, например, знаем, что украинская деревня предъявляет сейчас спрос на туалетное мыло исключи

тельно с запахом сирени и фиалки, а деревня Северо-западного
края — с запахом земляники. Видите, какая специфика! Село же Широкое никакого мыла не покупает, ему — нельзя покупать, оно — остров. И знаете, какой?—Один из островов беллетристического архипелага.
События, происходящие на этом острове, не имеют установленной даты. С одной стороны, если судить по налету на „архипелаг“ банды Карасюка, который мечтал:

„Во что бы то ни стало пробраться в Тамбовию, где уже

около двух лет оперирует Антонов“ (стр. 46),

— то действие относится к 1919 —1921 годам. Если же считаться с тем, что автор говорит в романе об условиях, благоприятных как для роста середняцкого, так и артельного хозяйства, и при этом делает совершенно недвусмысленный вывод в сторону усиления борьбы за коллективизацию в деревне, то перед нами ситуация последнего года.
Такая неразбериха с хронологией обычна для романистов. И в „Брусках“ мы имеем типичный случай проекции более поздних явлений на полотно более раннего периода.
На языке театра это называется так: перепутал мизансцены.
Необыкновенная артель
Артель, которая действует в романе Панферова, вполне под пару селу Широкому. Производственный облик ее настолько рас

плывчат и неуловим, что и самому автору едва ли ясно, какой это тип коллективного хозяйства. Не то это машинное товарищество, не то коммуна, не то выселок, не то артель по обработке земли.

О самой земле артели — этом объекте борьбы на селе — тоже не много сказано.

„Хлебная земля... ежели руки приложить — хлеб не вы

везешь“ (стр. 20),

— но как именно были „приложены руки“ к этой земле, на протяжении 360 страниц романа так и не сообщается. Таким образом земля эта не имеет сельскохозяйственной специфики и может быть отнесена, в смысле своих особенностей и возможностей, сразу ко всем производящим районам Союза.

Об одном из членов артели говорится:

„низенький, косолапый, рыжий“,

о другом — руководителе Степане Огневе — сообщается:

„высокий, кряжистый“...

и только земля, на которой они работают, — ни такая и ни этакая. Вообще — земля.

Мы хотим сказать следующее.

Если, например, артель „приложила руки“ к земле в том смысле, что пользовалась удобрениями, то ведь из этого факта проистекают