Почти все ораторы, выступавшие в прениях на Съезде, указывали на то, что низо
вые ячейки Д. Д. в городе и по губернии, зачастую, рвутся помочь беспризорным и безнадзорным детям, но не знают как, ка
кими путями и средствами проводить это практически.
Активность на местах есть. Этой активности надо дать направление и практическое содержание. Представители низовых ячеек Д. Д. все, как один, говорили, что одним собиранием членских взносов ни в коей мере не удовлетворить членской массы Д. Д. . Подход к разрешению этого вопроса был найден путем подытоживания и учета уже имеющегося опыта многих низовых ячеек, — опыта, накопившегося за 2 года существования организации.
Значительная часть ячеек Д. Д. на предприятиях, учреждениях, ВУЗ ах, красно
армейских частях и проч. проводила свою работу в 3 направлениях:
1. Непосредственное участие низовой ячейки Д. Д. в деле борьбы с детской беспризорностью: определение беспризорных подростков на предприятия (телефонная станция Бауманского района, ф-ка Красный Октябрь Замоскворец
кого района, Прохоровка , Пекарня МСПО Красно - Пресненского). Индивидуальный и коллективный патронат над беспризорными и безнадзорными детьми (Сокольнический, Замоскворецкий и Бауманский районы). Помощь МОНО при разгрузке дет. домов: ячейки Д. Д. Пед. ВУЗ ов выделяли актив в помощь педагогам дет. домов после разгрузки последних. (Бауманский и Сокольнический районы).
Почти во всех районах активы ячеек Друг Детей помогали МОНО в обследовании беспризорных на улицах Москвы, вок
залах и в подбирании оттуда беспризорных ребят. В этой работе, по преимуществу, принимали участие ВУЗ овцы и работницы (работницы ф-ки Красная Роза Хамовнического района). Ячейки Д. Д. брали шеф
ство над дет. домами, труд. коммунами и мастерскими (ячейки Госторга, ОГПУ, Госбанка и проч.).
2. Все ячейки Д. Д. уделяли должное внимание изысканию средств для борьбы с детской беспризорностью, собирали членские взносы, распространяли значки и литературу, и, не ограничиваясь этим, органи
зовали на предприятиях, учреждениях и в своих районах лотереи, спектакли, кон
церты (ячейки Д. Д. Института Нар. Хоз., Моссукно, ВЦИК — Замоскворецкого района, ОГПУ — Сокольнического района и проч.).
И, наконец, третью область практической работы низовой ячейки Д. Д. составляла деятельность, направленная к предупреждению беспризорности, организация мастер
ских, дет. уголков, клубов, летних площадок и проч. Актив ячеек Д. Д. принимал самое горячее участие в деле организации
районных производственных мастерских. Некоторые ячейки по своей инициативе и за свой счет организовали мастерские для бес
призорных ребят (яч. ОГПУ — Сокольнич., Хлебопродукт — Кр. Пресн., ВСНХ — Рогожско- Симоновского района).
Ячейки зачастую являются инициаторами по организации у себя на предприятии детских ясель, детских садов, клубов, детуголков (Рогожско-Симоновский и Замоскво
рецкий районы). Некоторые ячейки (Прохоровка, Красно-Пресненского района) явля
лись инициаторами по охране прав ребенка, обращаясь за помощью в соответствующие
учреждения против грубого обращения с детьми. Организовали добровольные дру
жины для присмотра у себя на предприятии за детьми, временно оставшимися без при
смотра, вследствие болезни отца или матери. Но особенно сказался интерес со стороны
ячеек Д.Д. к организации летних площадок для беспризорных ребят.
Вот как характеризует делегатка съезда от домашних хозяеек, тов. Быкова, отношение работниц к организации летних площадок:
Когда пришли наши делегатки на площадку Замоскворецкого района Д Д. , они застали под забором детей оборванных, гряз
ных, больных. Они первые с болью в сердце пошли в общежития, набрали всякого барахла и старья и начали работать. И все это старье вскоре превратилось в рубашки и штанишки, и мы смогли повести их в баню.
Товарищи, никакая политграмота, никакие разговоры не дадут нам больше пользы,
чем наше живое дело. Оно женщине всего ближе и понятней и мы должны всемерно через печать, через стенгазеты и наш жур
нал Друг Детей , по дворам, по переулкам, по деревням, по волостям и уездам своим делом проводить Ленинские заветы.
Нужно, однако, сказать, что достижения, имеющиеся в работе низовой ячейки Д.Д. , относятся, главным образом, к городским ячейкам, и то далеко не ко всем. Нельзя за
крывать глаз на то, что и в городе далеко не вся масса ячеек должным образом вовле
чена в практическую работу. А еще меньше опыта и достижений имеется в работе ячеек Д.Д. в деревне, а между тем работа ячеек Д.Д. в деревне имеет первостепенное зна
чение. Это в достаточной мере отмечали как докладчики, так и выступавшие делегаты с мест, ибо с улучшением постановки ра
боты по борьбе с детской беспризорностью
в деревне, мы этим самым облегчим борьбу с беспризорностью в городе.
Через все речи на съезде красной нитью проходила мысль о необходимости Обще
ству энергично двинуть работу по губернии, усилив связь волостей с центром и наладив инструктирование центром всей периферии.
Эта мысль была закреплена одним из пунктов резолюции.