ВЗОРЫ ИМПЕРИАЛИСТОВ

горят ненавистью и страхом

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ РАБОТА — В ЗАГОНЕ
Просмотрите сводную афишу московских театров за декаду — много ли найдете вы спектаклей, которые в той или инрй мера- трактуют интернациональные проблемы? С известной^ натяжкой сюда можно отнести «ДСЕ» 1 и^‘«Рычй Ки
тай» у Мейерхольда (последний -кстати уже снят с репертуара), «Движется лава» в 1-м передвижном рабочем театре и «Миллион Антониев» в
студии Малого театра. Может быть нами кое-что упущено, возможно, даже существенное, но та или йная поправка сути дела не меняет: огромный комплекс проблем, который об’единяется понятием «интернациональная тема», остается за пределами внимания советской драматургии, внимание театров не привлечено к этой «теме».
Под прикрытием бесчисленных с’ездов, конференций, конгрессов усиленно вооружаются интервенционистские армии; под елейные речи дипломатов и премированных миротворцев штабы спешно разрабатывают мобпланы, интендантства заготавливают запасы; за кулисами Лиги наций ско
лачиваются блоки, военные союзы; лихорадочно строятся военные заводы, проводятся стратегические дороги. Мировой экономический кризис подхлестывает потерявших голову хищников. В жад
ных поисках новых рынков глаза империалистов
обращаются на Восток, на шестую часть мира, стошестидесятимиллионный народ, неисчерпаемые
бочего движения и неумение теоретически осмыслить и обобщить отдельные факты революционной борьбы пролетариата за рубежом.
Задачи интернациональной работы театров не исчерпываются однако постановкою соответствующих пьес.. Это — важнейшая работа над воспита
нием зрителя. Но не маловажной следует считать задачу интернационального воспитания самой ак
терской массы, массы работников театра. Можно с уверенностью сказать, что все области интернациональной работы находятся в совершенном за
бытьи. Об этой работе вспоминают в юбилейные
дни, когда по традиции принимаются резолюции, говорятся красивые речи, которые на следующий день забываются. А именно здесь легче всего добиться значительных успехов. Чтобы поставить спектакль, требуется пьеса (в создании которой театры должны принимать самое горячее участие); чтобы организовать интернациональную и воен
ную работу внутри театра, требуется лишь желание и организация, требуется осознание всей важности этой работы.
, Постановке интернациональной работы огромную помощь могла бы оказать надлежащая интернациональная связь работников театра, работ
ников всех искусств. Мы имеем уже об’единения рабочего театра. В некоторых странах (Германия, Австрия) рабочее театральное движение становится значительной агитационной силой. Организовать связь с этими группами и с отдельными ра
ботниками искусств, поставить обмен информации— дело далеко не маловажное как для нас, так и для зарубежных товарищей. Это значение усугубляется тем огромным уважением, которым советское искусство и, в первую очередь, театр поль
зуется у художественной интеллигенции Запада, которая вынуждена сопоставлять развал, маразм, регресс искусства Европы с расцветом искусства в СССР — искусства идейного, полноценного, яркого.
Лучшие театры Европы терпят крах — помещения сдаются под дансинги. Антрепренеры всячески изощряются, чтобы удовлетворить вкус пресытившегося, растерявшегося и на-смерть перепу
ганного, жаждущего наслаждения буржуа. Театры наводнены драматургами бульвара, немногочи
сленные серьезные театры пустуют, влачат жал
кое состояние: «состоятельная публика» жаждет «сенса», а пролетариат... о, пролетариат пошел бы в серьезный театр. Но европейский рабочий думает о том, чтобы не умереть с голоду, а совет
ские театры не могут удовлетворить огромный спрос рабочего зрителя, и этот зритель умеет ценить хорошие спектакли намного лучше буржуа
зии, взявшей патент на культуру. Эти явления не проходят мимо наиболее вдумчивой, искренне любящей искусство и болеющей за его упадок, луч
шей части художественной интеллигенции Запада.
Помочь ей узнать и осознать происходящее в СССР — дело не маловажное.
Интернациональная работа должна занять неизмеримо более почетное место, чем она занимала до сих пор. Но продуктивной она будет в том случае, если она станет повседневной, систематической работой каждого члена союза, каждого коллектива.
К. Березов.
недра.
Взоры империалистов горят жадностью и страхом. Страхом перед страной, не пожелавшей жить-по «извечным» канонам капитализма, не желающей итти в кабалу французскому, британско
му, английскому золотому мешку. Ненавистью и страхом перед страной, утверждающей в жесто
кой борьбе свое право на новую жизнь, жизнь без эксплоатации человека человеком, без богачей и без бедняков, без национального угнете
ния, без хищничества, единственно на основе труда, ставшего «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства». Страхом перед страной, которая не только сумела восстановить раз
рушенное хозяйство, но которая сумела удвоить свою довоенную продукцию, которая не знает безработицы в то время, как десятки миллионов рабочих обречены на голодное существование в цивилизованной Европе и в разбогатевшей Аме
рике, столь недавно еще верившей в известность своего «просперити».
Мрачному интернационалу банкиров, промышленников, попов и социал-фашиствующих адвока
тов противостоят рабочие массы. Они собираются под знаменем компартии, рвут со своим социалдемократическим прошлым.
Борьба клокочет в каждом уголке земного шара: в Париже, в Варшаве, в Нью-Йорке, в Берлине, в Китае, в Индии, на Мадейре, на Суматре. Показать эту борьбу во всей ее сложно
сти — какал огромная и важная задача. Показать отдельный участок этой борьбы — какое огромное поле деятельности для наших драматургов, для театров. Но, к сожалению, даже важнейшие собы
тия борьбы мирового пролетариата, даже самые острые схватки не находят надлежащего отражения на нашем театре.
Здесь сказывается недостаток и конкретных познаний в области европейского (и мирового) ра