Здесь возник спор о том, какие формы — большие или малые — нужны для деревенского театра. Это я считаю одним из талмудистских вопросов, которыми мы не можем заниматься в данный
момент. Нам нужны все формы, которые доходят до крестьян. Но нужно, чтобы эти формы отвечали новому содержанию и выполнялись работниками, усвоившими это новое содержание и идущими с нами до конца.
Я встречаюсь здесь с вопросом, по которому мне приходилось говорить на 2-м пленуме РАПП. Мы ввели одно слово, которое насыщено очень расплывчатым содержанием. Это слово — «по
путчик». Всякий раз, как я говорю об этом, мне вспоминается старик Плеханов, в 1905 году сказавший, увидев кадетов, адвокатов, инженеров, врачей, сразу восприявших революцию: «едем мы в одном поезде, но до различных станций; одни— до ближайших, а другие — до конечных». Я должен сказать, что и теперь мы продолжаем эту езду в поезде. Часто едем в одном поезде с теми, которым очень хотелось бы на ближайшей станции не только выйти, но и остановить поезд. Конечно тут нужно сказать прямо и ясно этим ми
лым господам: «мы вас обнаруживаем, из поезда высаживаем, и высадим дочиста!»
Но есть и другие, которые искренне желают вместе с нами доехать до последней станции.
Марксистский метод ими еще не усвоен и весьма часто, когда им приходится претворять свои на
мерения в жизнь, выходит нечто совсем не наше. И вот относительно этих попутчиков (это отно
сится и к драматургам и к артистам) у нас одна линия: их перевоспитать и подковать дать
им возможность найти марксистско-ленинское оружие для того, чтобы вполне сознательно до
ехать с нами до последней станции, о которой сказано — «в коммуне остановка».
Вы сидите в этом поезде, а ЦК Рабис и сектор искусства — кондуктора, помогающие вам. Будем же вместе работать для того, чтобы быстрее доехать до конечной станции.
ВЫСТАВКА НА СОВЕЩАНИИ РАБОТНИКОВ ДЕРЕВЕНСКОГО ТЕАТРА
Уральский передвижной театр. Макет постановки пьесы „Срыв“.
ская буржуазия твердо установила, что таких агитаторов и пропагандистов, как большевики, никогда не было и нет.
Будет ли создано то новое искусство, которое нужно новым людям, на которое такой спрос, если деятели искусства не окунутся в жизнь, не сольют
ся с рабочим классом? Это гораздо более важный вопрос для деревенских театров, чем для тех театров, которые обслуживают город.
На ваш фронт, на фронт обслуживания миллионов, требующих искусства, было обращено слишком мало внимания. Еще два года назад можно было о тогдашнем Главискусстве говорить не без доли истины, что это «Москва-Ленинград искусство», а не Главискусство. Чтобы добиться определенного перелома, организовать это дело в провинции, сообразно потребностям населения,
нужен был известный период для установления этих потребностей. Эти потребности выявлены, курс на самодеятельное искусство взят. В настоящее время больше 200.000 самодеятельных кружков имеется по РСФСР.
Мною поставлен вопрос и уже решен положительно коллегий НКПроса о создании специальной газеты «Газета-пьеса». Она будет выхо
дить также как выходила «Роман-газета», с той только разницей, что, помимо, передовой, посвя
щенной данной кампании, будет даваться еще и маленькая пьеса, с режиссерскими указаниями и отчет, как она ставилась в других местах.
Для обслуживания масс нужно итти по двум направлениям. Рабочий класс уже втянут в наше строительство и является активнейшим его двига
телем. Мы даем пролетариату определенные пьесы с определенным содержанием и определенным ансамблем. Но далеко не тоже самое мы должны да
вать крестьянству, только что переключившемуся на коллективные начала.
Иные требования будут у нас в национальных республиках, где мы имеем только первые шаги искусства для обслуживания масс. Здесь должны быть созданы иные формы.