ВЫСТАВКА НА СОВЕЩАНИИ РАБОТНИ
КОВ ДЕРЕВЕНСКОГО ТЕАТРА
Карта обслуживания Московской области
штабом УМЗП
кусство второго сорта, искусство «для бедных», должны быть совещанием решительно отвергнуты. Предложения, которые снижают уровень колхозного строительства, могут вноситься только оппор
тунистами, не понимающими значения процесса, который происходит в деревне. Кто не понимает этого, тот не понимает основного, тот не сумеет разрешить остальных вопросов.
Наряду с этим, надо сказать, что деревня неодинакова и применять одинаковый подход было бы неразумно. Одно дело Московская деревня, другое дело — Волжская, Сибирская, Украинская, Казанская деревня, деревни различных национальных областей, где процесс коллективизации разрешается по различному. Тот, кто всегда будет применять один подход, неизбежно будет ошибаться.
Сейчас каждый район имеет определенную агрономическую установку; один район является преимущественно картофельным, другой — льняным и т. д. Когда вам придется обслуживать де
ревни, то вы можете приехать с картофельной пьесой в льняную зону. Перед вами встанут важ
нейшие вопросы сельскохозяйственной специфики данного района и эти вопросы вам придется разрешать.
Вывод из этой установки: опасайтесь своеобразной обезлички, опасайтесь штампованного подхода, не ошибайтесь в адресах, знайте специ
фику данного района, ибо это имеет огромное значение.
Художественное обслуживание деревни чрезвычайно сложно. В первую очередь должна быть разрешена задача непосредственного политического обслуживания очередных кампаний. Если вы при
езжаете в деревню во время посевной кампании,
эта кампания должна найти отражение в вашей работе. Здесь задачи деревенского театра значи
тельно отличаются от задач городского театра. Здесь по существу дела вырабатывается новый вид театра. Это особенно обязывает нас, так как мы стоим у истоков этого дела. Трудно сказать,
каким будет деревенский передвижной театр через 3 или 5 лет, я сомневаюсь даже, можно ли будет его назвать театром. Разве неясно из сегодняшнего опыта, что это нечто большее, чем театр? Сейчас мы имеем в деревенском театре ряд элементов: зрелищная работа, работа организационная, работа инструктивная, — основной театральный организм обрастает рядом функций. Возможно, что че
рез несколько лет театральная функция окажется меньше остальных, которыми обрастает этот организм.
Когда мы ставим вопрос об обслуживании деревни, мы обязаны решить, хватит ли для этого профессиональных сил? Для нас несомненно, что самодеятельное искусство выполняет очень многоe и часто делает то, что мы не можем выпол
нить обычными профессиональными силами. Из этого, однако, не вытекает примат самодеятель
ного искусства, как об этом говорят некоторые товарищи.
На сегодняшний день профессиональное искусство должно занимать огромное место. Те, кто думают, что профессиональное искусство вообще отмирает, а для деревни тем более — не правы. Про
фессиональное искусство сохраняет свою силу на сегодняшний день не только для города, но и для деревни.
Центральный Дом им. Крупской имеет огромные достижения, но это не должно нас останавливать от критики недочетов в его работе. Назначе
ние ДИСК’а заключается в том, чтобы стать центральной организацией по руководству самодея
тельным искусством, но не брать на себя тех функ
ций, которые мешают основному содержанию работы. Попытка расшириться, попытка взять функ
ции ему не подлежащие, отклоняет ДИСК от организации самодеятельного искусства. Прекрасно сознавая огромное значение ДИСК’а, мы счи
таем, что в его интересах мы должны всячески настаивать на том, чтобы он целиком сосредото
чился на самодеятельном искусстве, не стремясь к «гигантомании». Если бы не было такого поло
жения, при котором местные организации могут надеяться, что Дом им. Крупской должен моно
польно обслуживать деревню, то те органы, ко
торым действительно надо заниматься этим делом, (ОНО, УЗП и т. д.) занялись бы им гораздо больше, чем они занимаются сейчас. Я думаю, что
в Наркомпросе и в Секторе искусства существует несколько неправильное представление о Доме им.
Крупской. Когда в Секторе искусства говорят о деревне, то предлагают: «идите в ДИСК, это
орган, который заведует деревенским искусством». Эта установка — неверная. Правда, Дом им. Крупской является центром руководства самодея
тельного искусства деревни, но этим Сектор искусства не освобождается от необходимости занимать
ся вопросами продвижения в деревню всех видов искусства, в том числе и профессионального. Цен
тральный штаб по руководству художественным обслуживанием политических кампаний, куда городские театры выделяют свои бригады, тоже на
ходится при ДИСК’е. Это снижает значение того, что делают наши центральные театры.
Когда мы говорим о большом искусстве, мы имеем ввиду главным образом качество. Под на
стоящим искусством я понимаю не только большие
пьесы. Очень хорошо было бы иметь хорошие одноактные пьесы, но не такие, какие у нас име
ются теперь. У нас установилась такая мода: одноактная пьеса исчезла, а если есть произведе
ние в одном акте, то оно почему-то называется «скетч»!
Вопрос об одноактной пьесе — вопрос неболь
шой, но серьезный. Одноактная пьеса может быть