венский актер был достаточно технически грамотным, чтобы он мог исправить киноаппарат, полом
ку электрической сети, радиоаппаратуры и т. д. Эти три отрасли техники должны быть теми элементарными техническими знаниями, которые должны усвоить работники деревенского театра.
Наконец, накопление методического опыта. Достаточно ли в печати изложить тот опыт, который имеется у отдельных театров? Организация учета
опыта, методическая обработка его, обмен этим опытом, — в этом направлении сделано чрезвычайно мало.
В докладе ЦК Рабиса, который поставлен на совещании, мы выдвигаем целую сумму не только производственных вопросов, но и организационных и бытовых.
Первая наша задача: создание условий, стимулирующих работу деревенских театров. Необходимо создать стимулы, чтобы актеру в деревне интересно было работать. Сейчас выдвигается во
прос о пенсионном обеспечении за выслугу лет. Мы можем поставить этот вопрос пока только в.
отношении деревенских работников. Помимо этого необходимо выдвинуть целый комплекс мероприятий, направленных к созданию условий, стимулирующих работу в деревенском театре.
Далее совершенно необходимо прекратить бесправное, неурегулированное положение работника деревенского театра, характерное для сегодняшнего дня. На сегодняшний день каждый деревенский работник имеет право считать себя ударником, ибо он работает в довольно тяжелых усло
виях и дает значительную продукцию. Есть такая категория работников, которых принято называть
«штатными энтузиастами». Когда они говорят с своих условиях труда, о зарплате, об охране тру
да, о рабочем дне, то им отвечают: «ну как тебе
не совестно, ты же ударник! Это входит в круг твоих обязанностей!» Мы разоблачаем сейчас «теорию» штатного энтузиазма. Мы ставим вопрос о том, что должны быть нормы, которые стимулировали бы развитие производства и подъем квали
фикации. Ударничество должно заключаться в том, чтобы в пределах установленной нормы, в пределах узаконенного рабочего дня, в пределах, существующих трудовых норм, давать максимум производительности. максимум эффективности!
Вместе с тем необходимо решительно бороться со спекуляцией на ударничестве, с требованиями ра
боты, не укладывающейся ни в какие трудовые нормы.
Мы считаем необходимым отойти от периода кустарщины и поставить все эти вопросы совершенно организованно.
И, наконец, последнее, — вопросы организации. Мы сейчас вступили в такую полосу, когда организация дела решает по существу все проблемы качества. Как создать правильную органи
зацию? Какое место деревенский театр должен занять в системе данного края? Как сделать так, чтобы местные организации заинтересовались этим делом? Как сделать, чтобы этот опыт суммиро
вался? Если мы правильно разрешим проблему организации деревенского передвижного театра, мы справимся и со всеми проблемами качества.
Центральный комитет союза Рабис придает огромное значение этому совещанию. Я чрезвычайно сожалею, что органы нашей театральной об
щественности уделили мало внимания этому делу, хотя мы приняли для этого все меры. Целый ряд организаций недооценивает исторического значе
ния этого совещания. Мы примем все меры, чтобырезультаты этого совещания получили должный
резонанс и чтобы реализация принятых решений: способствовала росту деревенских театров.
произведением большого настоящего искусства. Весь репертуар, который идет в городе и отра
жает социалистическое строительство, должен быть
бязательно показан и в деревне. Вообще следует удивляться, что этот вопрос может вызывать у кого-то сомнения.
В связи с тем, что мы не имеем возможности полностью обслужить деревню из-за недостатка кадров, особое значение приобретает правильная расстановка сил. Вопросы организации маршрутов, переброски работников — являются необычайно серьезной задачей.
Основная трудность заключается в том, что нам нехватает кадров. Количественное развитие сети упирается в невозможность обслужить деревню из-за недостатка кадров, между тем потреб
ность в кадрах будет увеличиваться с каждым годом. Если каждая область не будет сама рабо
тать над подготовкой кадров для себя, то мы не сумеем разрешить этого вопроса.
До сих пор существует мнение, что в Центропосредрабисе имеются актеры, которые могут быть посланы в деревню. На сегодняшний день в Посредрабисе зарегистрировано большое количество актеров, но это люди, которые... не нуждаются в работе. Свободных рук у нас нет. В Москве гото
вить эти кадры также невозможно. Поэтому встает вопрос о том, чтобы поставить подготовку кадров на местах.
Не всякий актер прежнего городского театра пригоден для той работы, которая ведется в дере
венских передвижных театрах. Я сказал бы, что сейчас происходит соответствующее процежива
ние этих кадров. Только тот, кто может вечером играть, а днем инструктировать самодеятельный кружок, или обслуживать крестьян в организа
ционно-политическом отношении, только тот, кто обладает соответствующей политической установ
кой, соответствующими качествами организатора, только тот является подлинным типом работника деревенского театра.
Перед нами встает вопрос о новом типе работника. Мне рисуется этот вопрос так. В городе мы принимаем очень много мер для того, чтобы городской актер был в гуще социалистического строительства. Актер постепенно становится об
щественником, ударником и т. д. В деревне этот процесс происходит ускоренными темпами. Обста
новка заставляет актера переродиться быстрее, чем это происходит в городе. В городе актер имеет гораздо более длительные сроки для того, чтобы себя «бронировать» от наступающей жиз
ни; в деревне либо он годен к этой жизни, либо деревня его должна выбросить. На этом участке также, как и на участке новостроек, мы можем ждать прихода нового типа актера.
Если мы раньше говорили о своеобразном типе синтетического актера и под этим имели ввиду актера, который умеет играть, петь и т. д., то теперь я говорю о синтетическом актере, который умеет делать свое дело и быть общественником, т.-е. быть многообразным полнокровным суще
ством. Я думаю, что об этом можно говорить в 1931 году, ибо выковывание этого типа актера сейчас происходит в подлинной жизни.
Необычайно остро стоит вопрос об идеологической и технической переделке. Среди практических мероприятий надо обратить внимание на со
здание заочных университетов или школ, через которые каждый актер и, в первую очередь, ко
мандные кадры, могли бы поднимать свой уровень. Лозунг «лицом к технике» у нас обозначает освоение технологии своей профессии, освоение техники, которая имеет отношение к самому производству. Но мы требуем также, чтобы каждый дере