формы. Короткие сатирические сценки, гротескное изображение врагов, оратории, монологи и массо
вая эмоционально-захватывающая песня. Эти жанры получили особенно сильное развитие в
практике агитпропдвижения на Западе. Объясняется это тем, что театральным группам большей частью приходится выступать в неприспособленных помещениях, после митингов, на улице с демонстра
ций. Новая форма пролетарского театра куется в практике ожесточенных классовых боев.
Антимилитаристская агитация и пропаганда рабочих революционных театральных агитгрупп возбуждают особенно острую ненависть со стороны приспешников капитала. Социал-фашистский полицей-президент берлинско-браденбургской провинции, Грзежинский, издал тайный приказ, препятствовать всем выступлениям агитгрупп. На этот приказ немецкие товарищи ответили усилением своей деятельности и территориальным расширением своих выступлений. За последнее время агитгруппы стали проникать даже в деревню.
Антимилитаристская агитация и пропаганда неразрывно связаны с показом достижений социалистического строительства в СССР, единственной страны, подлинно стремящейся к миру. Всякое усиление антисоветской кампании вызывает вклю
чение революционными театральными группами в свой репертуар пьес о милитаризме и защите СССР.
Одна из лучших немецких агитгрупп «Красный рупор» поставила коллективный доклад о СССР. С одной стороны рост достижений Советской республики, с другой стороны — план Юнга, безработица. экономический кризис, подготовка войны С СССР.
В заключение доклада — массовая декламация, призывающая к войне против милитаризма и его прислужников. «Мы защищаем СССР, все за советскую власть!»
Этот номер прошел в рабочих районах Берлина с огромным успехом, после чего его включили в свою программу еще две образцовые группы: «Молодая гвардия» и «Красные кузнецы» в Дисбурге.
Немецкая агитгруппа «Красная блуза» поставила программу, посвященную положению церкви в капиталистическом государстве. Программа содержит прямую антимилитаристскую агитацию. «Красная блуза» разоблачает церковных бонз, призывающих к церковному походу на СССР. Агитгруппа не только дала интересное, захватывающее представление, но и с помощью различных режиссерских трюков сумела привлечь зри
тельскую массу к непосредственному участию в спектакле.
Хорошо известная у нас лучшая немецкая агитгруппа «Колонна Линкс» («Налево»), возникшая из крупнейшего берлинского рабочего спор
тивного объединения «Фихте», показала оперу «опд», разоблачающую «здание лжи», возводи
мое на СССР, с целью увлечь рабочие массы на войну. Свое выступление «Колонна Линкс» закан
чивает многоголосной декламацией: «Рабочий класс Германии готов защищать Советский Союз», неизменно вызывающей бурные аплодисменты.
На втором месте стоит Франция. Организованная в конце прошлого года парижскими пролетарскими группами федерация рабочего театра, в на
стоящее время, разрослась в общую национальную организацию. Второй номер печатного органа федерации «Рабочая сцена» целиком посвящен борь
бе с опасностью интервенции и империалистической войны с СССР.
Плакат. раб. Худ. Дени
В номере, кроме общих руководящих методических статей, помещен репертуар, рекомендуемый к исполнению. Среди рекомендуемого репертуара пьеса о процессе «Промпартии», написанная на специально объявленный журналом конкурс. Сей
час эта пьеса разыгрывается многочисленными труппами. Большое внимание антимилитаристской агитации уделяют французские рабочие театральной агитгруппы.
В таких странах, где массовое пролетарское театральное движение только еще начинает развиваться, как в Канаде, антимилитаристская агитация и показ социалистического строительства занимают в репертуаре первое место. Примером хорошо поставленной работы может служить Ванку
верская агитгруппа, создавшая целую программу, посвященную защите СССР от угрозы империалистической интервенции.
Американские товарищи сумели дать антимимилитаристскую агитацию даже в танце. Нью- Йоркская группа «Красные танцоры», в Вронском колезеуме., перед 18.000 пролетарской аудиторией поставила ряд программ, посвященных разоблаче
нию капиталистических армий и показу сущности Красной армии, соцстроительству СССР.
До сих пор антиимпериалистическая и антимилитаристская театральная агитация на Западе практиковалась главным образом в жанре малых форм. Растущий пролетарский театр в отдельных странах переходит к борьбе за театральное поме
щение, за создание пролетарского театра больших форм. Это усиление и укрепление пролетарского театра будет укреплением и усилением антивоенной агитации.
Рот фронт! Война — войне!
Аллан, Г.