Против пацифизма на театре За подлинную революционную антиимпериалистическую пьесу

Большой Драматический Театр. Ленинград
«Ремарк создал себе мировое имя своей книгой «На Западе без перемен», этой книгой он попытался запечатлеть в памяти человечества ужасы мировой войны. Кто читал эту книгу внимательно, тот за
метил: в книге нет ни одного атома революции(Карл Радек).
Создав потрясающие страницы военных ужасов в ярких художественно-законченных штрихах, Ремарк оказался бессильным вскрыть социально-политические корни войны и ее классовую сущность.
Протестуя против войны вообще, ее жестокостей и кошмаров, т. е. занимая типичную, ярко выражен
ную позицию пацифиста, Ремарк не смог дать даже
намека на то, что единственный выход в ликвидации империалистической войны, заключается в насиль
ственном низвержении капиталистического строя, вооруженном восстании пролетариата, в гражданской, «единственно справедливой войне».
Дальнейшие события уже после выхода в свет книги Ремарка показали, что Ремарк и не мог это
го сделать. Когда в 1930 году Международное Бюро Революционной Литературы обратилось к ряду виднейших представителей западно-европейской и американской литературы с вопросом: «како
ва будет ваша позиция в случае войны против Советского Союза», Эрих-Мария Ремарк, никакого ответа не дал, несмотря на два посланных телеграфных запроса.
«По человечности трудно поверить в факт этого чудовищного молчания».
Но... Молчание разоблачило Ремарка и его позицию в вопросе войны сильнее и нагляднее чем в свое время нашей критикой была вскрыта идейно
социальная пустота книги Ремарка «На Западе без перемен».
Невольно встает вопрос, нужно ли было после этого строить драматургу Загорскому разоблачение ремаркизма на театре на материале романа «На Западе без перемен». Безусловно нет.
Опыт постановки в Большом Драматическом показал полную бесцельность и ошибочность творческого замысла автора, тем более, что пьеса Загор
ского, впитав в себя литературно-художественную
силу книги Ремарка, вместе с ней втянула микробы пацифизма, ее социально-идеологическую никчемность.
Разрушающее действие этих микробов усиливается еще том, что все написанное автором Загорским значительно бледнее тех кусков пьесы, в ос
нову которых почти полностью положены диалоги из книги Ремарка.
Отсюда — все качества.
Например: сцены «Кухня», «Кладбище», «В доме французских девушек на прифронтовой полосе», «В глубоком тылу», «Лазарет», «Воронка» — несомненно нарисованы кистью и красками Ремарка.
В этих сценах вскрывается — биология, физиология войны.
Отвращение к войне, конечно к войне вообще. Здесь Ремарк говорит во весь голос.
И так на протяжении почти всей пьесы линия ремаркизма проведена с отчетливой уверенностью.
А когда дело доходит до последнего эпизода «На родине» (после войны), в котором Загорский должен был полностью разоблачить Ремарка, сорвать с него маску пацифизма, все его попытки окончились неудачей.
Плакат— извещение германской коммуни
стической партии.
У Загорского не нашлось ни драматического мастерства, ни ярких социальных красок, ни острого аналитического оружия.
Сцены митинга безработных в Германии, предательство социал-демократов, спайка их с шуцманами и т. д. сделаны не убедительно, трафаретно, при
митивно-агитационно. Они не волнуют зрителя, не захватывают, не мобилизуют его внимания на вопросы защиты СССР.
Эти сцены так же слабы и беспомощны, как сцена братания на фронте немецких солдат с французскими, которая также должна была иметь огромнейшее значение в деле разоблачения «священной» грабительской войны, эмоционально воздействовать на зрителя в данном направлении.
Таким образом лозунг превращения империалистической войны в гражданскую войну против своей буржуазии», лозунг «превращения войны против трудящихся СССР, в войну против своей советской буржуазии», остались вне пьесы, вне театра и попытка социально осмыслить пьесу оказалась явно неудачной.
Театру, имеющему несомненно большие достижения на театральном фронте, необходимо учесть данную неудачу и в дальнейшем предъявлять более суровые требования идейно-политического и драма
тургического порядка при включении пьес в свой репертуарный план. В.