ПЛАНИРОВАНИЕ ИСКУССТВА В 1932 г

Планирование в области искусства вступило в свою вторую фазу. Если до последнего времени еще приходилось спорить и доказывать возможность планирования всех видов художественнозрелищного дела, то за последний год необходи
мость и возможность планового ведения работы не вызывает больше сомнения ни у одного ра
ботника искусств. Опыт особого квартала 1930 года и текущего 1931 года показал целесообраз
ность составления производственно-финансовых планов, которые имеются уже в большинстве зрелищных предприятий.
В общем бюджете Наркомпроса искусство занимает чрезвычайно скромное место. Колоссальные задачи по ликведации неграмотности, введению всеобуча и политехнизаций школы, вполне естественно отодвигают искусство на второй план. С каждым годом искусство охватывает все более широкие массы. Культурный рост и улучшение материально-бытового положения трудящихся требует не только элементарных знаний, но и
приобщения к высшим формам культуры, в данном случае, к искусству.
Основное затруднение в планировании искусства заключается в отсутствии определенного хозяйственного органа. До сих пор искусством «за
нимаются» различные организации, начиная с добровольных обществ и кончая отделами мест
ного коммунального хозяйства. Неопределенность материальной базы, наличие госбюджетных, мест
нобюджетных и самоокупающихся предприятий, маскировка фактически затрачиваемых сумм, не дает возможности точно исчислить все расходы на искусство.
Чрезвычайно затрудняет плановую работу Наркомпроса по искусству отсутствие точного учета сети художественных учреждений, находящихся на территории того или иного края (области).
Конкретные задачи организационной работы по планированию искусства на ближайший год, заключаются в устранении всех имеющихся недочетов. Только этим путем будет обеспечена возмож
ность руководства искусством органами Народного просвещения, не допуская чтобы эта весьма важная область культурной работы плыла во течению, предоставленная вкусам отдельных «меценатов».
Основная задача планирования искусства на 1932 под, это — включение искусства во все процессы социалистического строительства, чтобы со
держание его во всех его видах было увязано с теми конкретными задачами, которые стоят перед всей страной, перед отдельными областями, учиты
вая специфику их экономических, культурных и бытовых условий. Планирование должаю способствовать устранению разрыва в темпах, ликвиди
ровать отставание искусства от общих темпов социалистического строительства, должно ликвидировать самотек и анархию в художественно-зрелищном деле.
В области профессионального искусства необходимо предусмотреть значительное усиление охвата широких рабочих и колхозных масс населения всеми видами искусства, особенно в индустри
альных центрах, в местах нового строительства, в крупных колхозах и совхозах, МТС, а также в национальных районах.
Для этого необходимо максимально ускорить кинофикацию города и деревни, предусмотрев по
линии кино (имея в виду сеть Союзкино, УЗП и ОНО) создание стационарных кино во всех населенных пунктах, с населением свыше 2.000 чело
век; все остальное пункты должны быть охвачены кино-передвижками и кольцевым обслуживанием. Особое внимание должно быть уделено кинофи
кации высших учебных заведений, техникумов, совпартшкол, рабочих университетов, и возможно большего количества школ (не менее двух кино
установок — стационара и передвижки — на каждую опорную школу).
Расширение сети театральных, музыкальных, цирковых и изо-выставочных предприятий должно
итти путем строительства новых, переоборудования и расширения действующих площадок, а также путем получения в эксплоатацию, на основании поста
новления СНК РСФСР от 7 октября 1930 года,
тех зрелищных помещений, которые до сих пор используются не по назначению. Кроме того необходимо приступись к организации зрелищных пред
приятий как стационарных так и передвижных, для обслуживания деревни, чтобы петь деревенских пе
редвижных театров и эстрадно-цирковых групп
могла обслужить имеющиеся потребности районов, с расчетом не менее одной зрелищной группы на каждые 4—5 районов. Это минимальное требование вызвано исключительно отсутствием кадров для более быстрого развертывания сети.
Несмотря на некоторые достижения в организационном укреплении зрелищного дела, до сих пор помещения театров используются нерацио
нально и в течение половины года пустуют, в то время как всюду кричат о недохвате театральнозрелищных помещений. Нагрузка сети художественно-зрелищных предприятий должна быть достигнута путем проведения годового фронта работы