capя, водопроводчики и т. д.). не являющихся специфичными для таатра. Эти должности должны оплачиваться особо, по обще установленным нормам и ставкам.
По специфике театра, рабочая сетка должна охватить рабочих следующих частей:
а) машино-декорационная часть и подделочные мастерские (в эту группу войдут: рабочие сцены, мастер сцены, машинист и его помощник, столяры, плотники, обойщики, драпировщики);
б) реквизиторско-бутафорская часть (мебельщики, бутафоры, реквизиторы, цветочники, лепщики);
в) осветительная часть (осветители, монтеры, регуляторы, радио-техники, кино-механики);
г) гардеребно-костюмерная часть (портные, одевальщики, разборщики, пачечницы, сапожники, мастера головных уборов, вышивальщицы, бельевщицы, закройщицы, шляпочницы).
д) декоративно-малярная часть (маляры, декораторы, художник по окраске ткани, художник-декоратор, красильщик);
е) парикмахерская часть (парикмахеры, гримеры).
Оплата рабочих театра во этой сетке должна быть построена на принципе сдельщины. Необходи
мо покончить с положением, что можно работать, как угодно, ибо «зарплата будет все равно уплачена». Ни для кого ведь не секрет, что рабочие теат
ра, как правило, работают в черепашьих темпах,— и в этом виноваты отнюдь не рабочие, а «органи
зация» труда в театре. При обычной незагруженности рабочего дня, в театре имеют место сверхурочные работы: перед каждой новой постановкой ра
бочие работают но ночам, превращаясь в артель, выполняющую за особую плату аккордную работу, для того самого предприятия, в котором они нахо
дятся на постоянной службе. И бесспорно, что в очень значительной части, эта работа, при правиль
ной организации труда, могла бы быть уложена в нормальные рабочие часы.
Необходимо установить норму, которую рабочий должен ежедневно выполнить, создав при атом материальную заинтересованность рабочего, т. е. определив оплату по результату труда.
Обычно мы здесь сталкиваемся с возражением. что театр — не фабрика и что здесь не может быть стандарта продукции, по которой была бы возмож
ность устанавливать норму выработки; к тому же, мол, всякая норма будет здесь произвольной, поскольку в театре не применяется принцип технического нормирования труда.
Нам это возражение представляемся крайне несостоятельным и основанным на консервативности театральных администраторов, на том, что особенностью работы в театре привыкли оправдывать вся
кие отклонения от нормальной и организованной работы.
Разумеется, однако, что мы вовсе не намерены механическим путем переносить принципы и методы работы промышленного предприятия на театр, но
нельзя считать, что сдельная оплата не может быть применена в театре, из-за его специфики.
Разве нельзя разделить почти всю работу технических цехов на отдельные, составляющие ее элементы, установив количество временя, необхо
димое для производства каждого такого диференцированного элемента работы. Во всяком слу
чае, проделанные в этом направлении опыты во МХАТ′е (Москва) к ГОТЕДРЕ (Ленинград) дали весьма положительные результат.
Нужно установят характеристику каждого отдельного вида работы по степени ее ответствен
нести, сложности, точности, тщательности, условий, в которых протекает эта работа (напряженность, тяжесть, опасность и т. д.) и уточнить ха
рактер квалифицированных качеств, которыми должен обладать работник, производящий эту работу (сумма технических знаний, умение, навыки).
Отнесение рабочего к тому или иному разряду не указанной сетке должно производиться на основе показателей этой характеристики.
Сами же разряды должны быть построены на таких коэффициентах, которые обеспечивали бы материальную заинтересованность работников к Переходу его в следующий разряд. Для этого тре
буется, чтобы сетка строилась по принципу прогрессивно-возрастающего коэффициента и имела бы наибольший разрыв между группой средней по квалификации работников и высшей группой.
Учитывая, что в проектируемой нами сетке будут находиться лишь рабочие театров (без младше
го обслуживающего персонала), ставка первого разряда должна определяться по оплате рабочего, например, машино-декорационной части (рабочий сцены), имеющего наименьшую квалификацию.
Руководящий технический персонал должен быть выделен в особую сетку. В эту сетку войдут заведующие мастерскими и частями, машинист, механик, конструктор и т. д.
Соотношение в рабочей сетке нам представляется возможным установить — 1 : 3; а в сетке руководящего технического персонала — 1:2, при условии, что ставка первого разряда последней равняется наивысшей ставке рабочей сетки (т. е. 3:6).
Таковы в основном те принципы, которые должны быть взяты при переработке тарифного справочника в отношении технических цехов театра.
Еще больший и решительный перелом должен быть достигнут при построении оплаты актерского состава театра[*)].
Если считать, что и в данном случае оплата должна соответствовать результату труда, то в первую очередь этот результат будет определяться качеством работы, т. е. качеством исполнения роли.
По существу говоря, именно этот признак является основным фактором, отрицающим оплату по амплуа; любая роль в пьесе одинаково равноправна, в предъявляемых ею к актеру требованиях по ли
нии качества ее исполнения (плохих ролей не бывает, — есть плохие актеры).
Но именно этот признак и является наиболее трудным показателем для того, чтобы по нему устанавливать тарифную категорию актера. Нельзя выделить и назвать какой либо определенный показатель в части квалификационных признаков акте
ра, ибо эти признаки действуют в их комплексе, в разнообразных их сочетаниях.
Здесь и острота, и оригинальность творчества актера, И мастерство осуществления ролей, и овладение и преломление им в своей работе метода диа
лектического материализма с таким эффектом, чтоб его работа имела бы наиболее сальное художе
ственно идеологическое воздействие на зрителя, тут и умение пользоваться методом дачного театра, наиболее совершенное воспроизведение его стиля и т. д. Вместе с тем. разумеется, весьма существенным остаются: удельный вес исполняемых ролей, количественный объем работы, стаж, работоспособность и проч.
Ведь только в каком-то комплексе перечисленных признаков определяется производственная значимость актера, а ставка (оплата) актера должна являться эквивалентом этой значимости.
[*)] Мы имеем здесь в виду преимущественно
драматические театры.