ТЕАТР— НА

СЛУЖБУ

МИРОВОМУ ОКТЯБРЮ

А. Бухвалъд

РЕВОЛЮЦИОИНЫЙ ТЕАТР АMEPИКИ

Еще три года назад в Америке не было организованного рабочего театрального движения. В Нью-Йорке, Филадельфии я других крупных центрах существовали разрозненные рабочие театральные кружки самых различных направлении.
Многие из них возникли еще в дореволюционное время, другие после Октябрьской революции в России. Некоторые из них имели явно выраженные революционные тенденции, другие были совершенно аполитичны, занимаясь «чисто театральным» любительством.
Большинство этих кружков было организовано среди национальных меньшинств САСШ: были еврейские, украинские, русские, литовские, фин
ские. венгерские кружки рабочих-иммигрантов в САСШ. Это в значительной степени объясняется тем что рабочие-иммигранты привозили с собой в Америку воспоминания я представления о традициях театров своей родины, в то время как аме
риканский рабочий не имел никаких театральных традиций, не обладал никакой театральной куль
турой: в области искусства он был воспитан лишь на кино и легких обозрениях.
Истоками революционного театрального движения в Америке можно считать попытку соз
дания в 1926 г. самодеятельного театра в «Нит Гедайгет» — летнем рабочем лагере под Нью- Йорком.
Этот театр лагеря «Нит Гедайгет» пользовался и методами пролеткульта, и техникой «Синей Блузы», и приемами «живой газеты», стремясь создавать (синтетические театральные зрелища, с пением, музыкой, танцами и т. д. Театр «Нит Гейдайгет» оказал большое влияние на группы «Красных танцоров», получивших впоследствии большое распространение в САСШ. Решающим недостатком этого лагерного театра была его отор
ванность от рабочих организаций и недолговечность постановок, в которых участвовали кратко
временные обитатели лагеря; кончались отпуска, рабочие разъезжались в город на свои предприятия, и от проделанной за лето работы не оставалось никаких следов.
История американского революционного театрального движения знает и пример противоположной крайности: такова драматическая студия «Фрейгейт» (по имени еврейской коммунистической газеты), созданная в 1927 году группой рабочих и изучавшая искусство театра под руковод
ством ряда преподавателей из числа мелкобур
жуазных теоретиков. Студия, выдвинувшая лозунг «сначала — мастерство, потом - служение рабочему движению», добросовестно занималась, замкнув
шись в свою скорлупу, но ее деятельность оставалась совершенно неведомой рабочей массе, хотя именно ей студня посвящала свою работу. Впо
следствии эта группа превратилась в стационарный театр «Артеф». Эти колебания между одно
дневным любительством и замкнутой студийностью характерны для всего революционного театраль
ного движения САСШ. Новую живую струю внесли в него «Пролетарская сцена», руководимая те
перешним секретарем Рабочей театральной лиги Джонаном Боном, и «Рабочий экспериментальный театр», возникшие в 1928—29 гг. и сочетавшие театральное мастерство с задачами агитпропработы.
Созданное затем драматическое бюро по объединению сил революционного театра Америки организовало выпуск печатного органа «Рабочим театр» и провело большую организационную работу по созданию в Нью-Йорке Культурной федерации рабочих, сыгравшей огромную роль в раз
витии революционного движения современной Америки. Проведенная в апреле этого года в Нью- Йорке всеамериканская спартакиада рабочих театров показала быстрый художественный и идео
логический рост этих коллективов, затрагивающих в своих представлениях темы безработицы, воен
ной опасности, выселения рабочих, советского строительства, роли компартии и т. д.
Большим достижением спартакиады явилось участие в ней значительного числа групп, говорящих на английском языке (в отличие от национальных групп), а также присутствие на спар
такиаде негритянской театрализованной агитпропгруппы.
Наилучшие успехи показали на спартакиаде нью-йоркская «Пролетарская сцена», получившая 1 приз, клуб имени Джека Лондона в Неварке и драматическая секция клуба Джона Рида в Филадельфии.
НА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ....
Весной т. г. муниципалитет Парижа утвердил на изоискусстве 40 млн. фр. Осенью это решение было изменено, и средства, отпускаемые на изоискусство, снижены до 10 млн. фр. Муниципали
тет обнаруживает «странное» неведение ужасающей нужды, в которую ежедневно все глубже погружа
ются художники, скульпторы и пр. Достаточно пройтись по кварталу Монмартра, чтобы отдать себе отчет в царящем там отчаянии.
На собрании безработных работников театров Берлина принята резолюция протеста против переквалификации артистов (которая должна еще больше ухудшить и без того плохое полежение арти
***
стов), а также против занесения артистов органами труда в списки неквалифицированных трудящихся.
***
В «Ами дю Пепль» и «Пари суар (буржуазные газеты) помещена анкета о статистах в париж
ских театрах. Как оплачиваются статисты? По 2— 2.50 фр. в вечер, при этом им приходится бесконеч
ное количество раз подниматься и спускаться 10 этажей от сцены до уборных, по 5-6 раз в вечер менять костюмы. Уборные для статистов плохи, отсутствует вентиляция Унитарный союз призвал статистов объединиться в нем, чтобы бороться за свои права.