ВУЗЫ И ТЕХНИКУМЫ

ИСКУССТВА

МЕДЛЕННО ПЕРЕСТРАИВАЮТСЯ

У порога — 1 января 1933 года,— срок, данный постановлением Центрального исполнительного ко
митета СССР от 19 сентября т. г. «об учебных Программах и режиме в высшей школе и технику
мах» для пересмотра учебных планов и программ вузов, втузов и техникумов, для построения всего учебного процесса, всего режима высшей школы и техникумов в интересах поднятия «качества уче
бы и действительного поощрения инициативы и энергии каждого учащегося в его учебной работе».
Констатируя огромный рост сети вузов и техникумов, колоссальное повышение числа учащихся и числа выпущенных в течение первой пятилетки специалистов, отмечая вместе с тем основные недочеты постановки учебы — несоответствие про
грамм выпускаемым специальностям, разнобой и неустойчивость в методах преподавания, отсутствие твердых учебных планов, обезличку и уравниловку в учебе, — постановление указывает ряд совершенно конкретных мероприятий для повышения качества работы вузов, втузов и техникумов.
Основное содержание этих мероприятий: выделение в программах ведущих дисциплин, определяющих студента как будущего специалиста; установление точных планов и расписания занятий; за
верстка в эти планы производственной практики, как части единого учебного процесса, призванной дополнять теоретическую учебу, а не играть самодовлеющую роль в качестве «принудительного ас
сортимента»; установление четкого профиля выпускаемых специалистов; введение лекционного ме
тода, сближающего преподавателя с учащимся; диференцированный подход к оценке знаний учащих
ся путем вступительных и проверочных испытаний; наконец, ликвидация смешения функций дирекции и студенческих организаций.
Выполнены ли эти директивы в области художественного образования? Перестроились ли и в какой мере перестроились теавузы и театехникумы,
киноинституты, музтехникумы, изотехникумы? На этот вопрос на II пленуме Центрального бюро сту
денческих организаций Всерабиса 23 и 24 декабря отвечали студенты Москвы, Ленинграда, Украины, профессора и преподавателя, директора вузов и
техникумов, руководители учебных частей, представители Наркомпроса и Союзкино.
Говорили, «упорствуя, волнуясь и спеша», потому что постановление всесоюзного правительства вскрыло в корне те недочеты, от которых страдало наше художественное образование.
Сдвиги имеются, отмечает пленум. Резко повысилась учебная дисциплина, студенты прежде всего и больше всего учатся. Ликвидируются такие явления, как указанный на пленуме случай посе
щения одним председателем профкома всего двух лекций в течение учебного года. На основе постановления ЦИК организуется труд студента и пре
подавателя, строится бюджет времени учащихся, устанавливаются сессии для проверки знаний по ведущим дисциплинам. Действует лекционный ме
тод преподавания, принимаемый еще с некоторой «боязнью», как выразился представитель Наркомпроса на пленуме тов. Пшебышевский.
Но только еще «развертывается» работа по основным заданиям правительства — по установлению точных учебных планов, по созданию четких, должным образом перестроенных программ.
Учебные планы еще не утверждены, программы еще не все разработаны, а разработанные еще не
все доведены до «рабочих мест» — признают и Наркомпрос и Союзкино.
— Мы не знаем о новых программах, — заявляют студенты.
Не выявлены полностью профили работников, которых должны выпускать театральные и кинематографические вузы и техникумы.
Нужна ли особая директорская специальность и нужно ли, следовательно, сохранение особого директорского факультета, уже существующего в системе московского теакомбината? Этим вопросом, как и другими вопросами реконструкции комбината, еще только занимается особая комиссия при Наркомпросе.
Должны ли, наконец, театехникумы действовать лишь при теапредприятиях или они имеют право и на самостоятельное бытие? И этот вопрос находится в стадии разрешения.