правлениях с остротой и сложностью, соответствующими росту успехов социалистического строитель
ства. Фотография, служа орудием этой борьбы, орудием, мощность которого далеко еще не испы
тана и не применена в полной мере,— вместе с гем сама является полем для классовых боев. Новые задачи, выдвинутые перед фотографией рабо
чим классом и его партией, новые пути, новые формы и методы работы, диктуемые этими задачами, встречают бешеное сопротивление жрецов «ху
дожественной светописи», ревностных хранителей традиций британского альманаха.
Их истерические, полные классовой ненависти выкрики против советской фотографии доносятся не только из-за рубежей, но иногда раздаются и в пределах Советского союза. (См. отповедь этим выкрикам в «Совет, фото» за последние 1 34—2 г., «Ростовское» дело Цимбалюка № 23, стр.
676 за 1930 г. и № 8, стр. 189 за 1931 г.). Снисходительное отношение к классово-чуждым
тенденциям в советской фотографии неизбежно порождает тот правый оппортунизм в теории ,и на практике, который отмечался в работе украинского журнала «Фото для всех» («Сов. фото», 1929 г., № 24) в объединении «Украинфильм», сдававшего советскую фотографию в Донбассе на от
куп частникам (см. «Сов. фото», 1931 г., № 3— 4), в ростовском н/Д горсовете ОДСКФ («Сов. фото», 1931 г. № 8). Отсутствие прочной проле
тарской базы, особенно остро ощущаемое нашей фотографией, создавало все предпосылки и для проявления в ней мелко-буржуазного левацкого за
гиба. «Левацкие» тенденции сказались в узких,
левоформалистских увлечениях группы московских фоторепортеров, которая в погоне за формой упу
стила задачи в области содержания (левый загиб, таким образом, весьма выразительно переклик
нулся с правым уклоном). К левацким следует отнести и выкрики против всяческого портрета и пейзажа, против какого бы то ни было примене
ния мягкорисующей оптики и т. д., раздававшиеся одно время в московской организации ОЗПКФ. Правая опасность, являясь в нашей фотографиче
ской области, как и на других участках классовой борьбы, важнейшей опасностью, встречала и встречает наиболее решительный отпор. Левацкие заги
бы в фотографии некоторыми организациями на
шей фотообщественности иногда недооценивались и не находили достаточно строгого осуждения. По
этому, продолжая непримиримую борьбу с правым уклоном мы обязаны на данном этапе развития советской фотографии усилить огонь налево, всемерно обеспечивая и на этом участке социалисти
ческого наступления, как бы мал этот участок по сравнению с другими не казался, полное осущест
влением генеральной линии -партии, ибо без этого фотография нс сможет быть достаточно острым и метким оружием классовой борьбы.
Развитие советской фотографии в направлении, диктуемом общими задачами борьбы рабочего класса, в достаточной мере тормозилось разобщенностью сил советской фотографии. Фотографиче
ская общественность, объединяемая в ОДСК (ныне ОЗПКФ), была слабо организована и еще менее руководима. В системе ОДСК (Общество друзей советской кинематографии) фотография отодвигалась все время на задний план, и даже центральный совет ОДСК годами не имел ни од
ного освобожденного работника по фотографии. Крупнейшие производства фотографической продукции «Пресс-клише» и «Унион-фото» действо
вали разобщенно, вне прочной и постоянной связи с фотообщественностью, с основными на
правлениями развития советского фотографического движения, с фотографическими изданиями. В на
стоящий момент мы вправе ждать и требовать значительных результатов от изменения курса ОЗПКФ, повернувшегося наконец «лицом к фото
графии», сделавшего фотографию основной базой своей массовой работы. Большую, роль в мобилизации фотографических средств на дело социалистического строительства должна сыграть организация «Союзфото» — фотографического объединения, с которым по объему работы не может сравниться ни одно крупнейшее фотоагенство в мире. Союзфото, несомненно, должно привлечь к себе и вовлечь в разработку всех основных движущих проблем советской фотографии все советские передовые фотографические силы. И перед Союзфото и перед ОЗПКФ стоит огромной важности задача: обеспечить широкое развитие массовому фоторабселькоровскому движению, которое является прямым ответвлением рабселькоровского движения, а вместе с тем служит не
истощимым резервом пролетарских фотографиче
ских кадров. Объединив усилия и заручившись активной поддержкой не только своей (журнал «Пролетарское фото», газета «Фотокор»), но и общей печати, ОЗПКФ и Союзфото эту задачу обязаны решить. Тогда, развиваясь на базе раз
вернутого массового движения, наша фотография достигнет расцвета, о котором и мечтать нельзя было в те по существу еще недавние годы, когда фотография оценивалась не выше, чем весьма сом
нительный продукт массового потребления. Она скромно размещалась между кафе и парикмахер
ской и нескромно завлекала «самым дешевым и самым немедленным исполнением портретов ваших, а также и ваших родственников, во весь рост».
Рабочий класс берет в свои руки тот якобы безнадежно тупой, рабски фиксирующий действительность «фотографический ящик», о кото
ром с большим презрением отзывался на пороге нашего века Ф. Меринг, одобрительно цитируя стихи Анценгрубера, якобы, «преисполненные истинного художественного духа».
В руках класса, преображающего мир и человечество, и этот «ящик» будет создавать удивительные вещи.
С. ЕВГЕНОВ

Во исполнение директивы ЦКВКП(б) от 5 августа 1931 г. о техпропаганде

со следующего номера журнала

„ПРОЛЕТАРСКОЕ ФОТО“

начинает печататься цикл статей на тему

„ФОТО В ТЕХПРОПАГАНДЕ“

Цикл ведут работники науки и техники, фоторепортеры и фотокоры, применяющие фото для пропаганды техни

ческих знаний.