15-летие союза работников искусств является фактом большого общественно-политического. значения.
Чтобы понять смысл этого 15-летия, необходимо оглянуться назад и сопоставить современное положение работников искусств,- сопоставить современное состояние искусства с тем, что было до революции, и с тем, что было в первые годы революции.
В прошлом работники искусств представляли собой довольно аморфную массу и не принимали участия в революционном движении. Они, за отдельными исключениями, стояли в стороне от революционного движения русского пролетариата. Широкой общественной деятельности среди работников искусств не было.
В массе, за исключением верхушечной части работников искусств, как среди художников, так и среди работников театра, композиторов, работников цирка и т. д., мы имели необеспеченное материальное положение. Низкая заработная плата, тяже
лые квартирные условия, кочевой образ жизни, постоянные переезды из одного города в другой и — как следствие — неустроенная личная жизнь.
Целым рядом трудностей характеризуется и правовое положение работников искусств.
Отсутствие фиксированного дня отдыха, да и вообще отсутствие такого дня. Неурегулированный вопрос о рабочем времени. Отсутствие обеспеченности на случай старости и болезни. Большая безработица.
Следует вспомнить, что еще только 3 года назад на учете Центропосредрабиса, а значит и ЦК Рабис, числилось 24.000 безработных, главным образом сезонных безработных, т. е. работников, которые не имели возможности проработать целый год.
Особенно тяжело до революции было положение женщины. Она вследствие бесправного своего положения и тяжелых материальных условий была лишена возможности иметь семью.
Производственные условия работников искусств были тоже тяжелые. Уже один тот факт, что провинциальный актер в течение сезона, т. е. в течение 6 — 7 месяцев, должен был готовить от 40 до 50 новых пьес, свидетельствует о творческой обстановке, в которой приходилось работать старому работнику искусств.
Такое экономическое положение создало определенный профиль, определенные психологические особенности, особый тип работника искусств дореволюционной эпохи.
Мы имели явления богемы, политической пассивности, ярко выраженный эгоцентризм, премьерство, кастовую замкнутость, в значительной мере отсутствие товари
щеских отношений, между отдельными группами и между отдельными работниками. Общественных организаций, которые вели бы большую воспитательную работу среди этой массы, фактически не было.
От февраля до октября 1917 г. и до создания единого профсоюза работников искусств был период федеративного образования отдельных маленьких союзиков по цеховому признаку. Этот период характерен движением в пользу так называемого автономного театра. Следует вспомнить, что после октябрьского переворота мы имели явления
саботажа со стороны интеллигенции, и автономистские стремления были сильны и после Октября.
Что касается союзных организаций, то они существовали в виде маленьких цеховых объединений. Весь этот период является периодом формирования отдельных маленьких цеховых союзов — работников цирка, оркестрантов и т. д.
Затем следует период объединения этих маленьких союзов по вертикали и горизонтали. Встает вопрос о том, чтобы из всех союзов, связанных с работой театра, создать один союз. Одновременно поднимается вопрос о создании Всероссийской организации, с объединением всех этих союзов по вертикали.
Этот процесс длился до 1918 года, когда под руководством ВЦСПС и по его указаниям был поставлен вопрос о необходимости организации единого производственного профессионального союза всех работников искусств.
Первый съезд союза, от даты созыва которого мы и исчисляем 15-летие нашего союза, был открыт 7 мая 1919 г. в помещении нынешнего театра кино «Арс», на Тверской. На съезде присутствовали 114 делегатов с решающим голосом и 104 делегата с совещательным голосом от 25.000 членов союза из 39 городов.
На этом съезде фактически и были заложены основы единого производственного союза работников искусств.
Надо иметь в виду, что для такого союза, как союз работников искусств, особенно важны те указания, которые были даны партией о воспитательной работе профсоюзов. В резолюции съезда профессиональных союзов обращалось особое внимание на необходимость перевоспитания различных групп работников, которые должны приблизиться к пролетариату. Имеется такое указание, что советские профсоюзы органи
зуют те элементы тружеников, которые при капитализме в массе своей были чужды пролетарской семье (бывшие торговые служащие, больничный персонал, работники
Я. О. Боярский

К ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЮ СОЮЗА РАБИС