Новая экономическая политика выдвинула ряд новых задач перед союзом. Происходила ломка в экономической природе наших предприятий. От бесплановости, от огромного количества массовых мероприятий наши предприятия постепенно переходили на коммерческий расчет. Это потребовало новых методов работы, это потребовало создания фонда снабжения, это потребовало организации трудовых коллективов.
Этот период ознаменовался еще одним дополнительным обстоятельством, которое наш союз переживал довольно тяжело. Речь идет о слиянии и разлиянии союза работников искусств и союза работников просвещения.
«Брак» Рабиса с Рабпросом был явно неудачен. Обе стороны чувствовали себя довольно неважно, причем хуже себя чувствовали работники искусств. И после длительной борьбы удалось достигнуть разъединения этих двух организаций.
Между прочим, два года назад вновь возникла мысль о слиянии союза Рабис с Рабпросом. А через несколько месяцев профсоюзы были разукрупнены, и из 32 союзов образовалось 47 союзов. Это подтвердило правильность нашего сопротивления при попытке провести слияние Рабиса с Рабпросом.
Наступает реконструктивный период. Вся страна перестраивается. Каждая отрасль народно-хозяйственной жизни стремится определить свою активную роль в общем процессе социалистического строительства.
Этот период характеризуется рядом ошибок, которые были в работе прежнего руководства союза, ошибок, совпадающих с общими ошибками правого уклона в профессиональном движении.
В условиях специфики союза работников искусств природа правого уклона наряду с общеполитическими предпосылками получила выражение в следующих явлениях.
Во-первых — в нейтральности, в нейтральном отношении к классовой борьбе, происходящей на фронте искусства, аполитизм в работе, преувеличенный, акцент на защитных функциях профессиональных союзов. Наступление пролетариата по всему фронту вызвало сопротивление классово-враждебных сил и в искусстве. И в такой момент нейтральное отношение к классовой борьбе — худший вид оппортунизма.
Недооценка роли искусства в общем плане наступления пролетариата по всему фронту, замкнутая жизнь союза работников искусств в стороне от творческих про
цессов, происходящих в самом искусстве, и в стороне от общего движения пролетарских масс — типично для правого оппортунизма в нашем союзе.
В начале реконструктивного периода, на VII съезде нашего союза произошла смена руководства. VII съезд является историческим в том смысле, что он, противодействуя правому оппортунизму, выдвинул новую программу работы союза работников искусств.
В чем сущность программы перестройки, намеченной на VII съезде союза? Четко определяя свои классовые позиции в борьбе на фронте искусства, союз активно включился в борьбу за выполнение великих задач развернутого социалистического на
ступления. Союз поставил себе задачу добиться непосредственного участия каждого работника искусств в социалистическом строительстве. В этом плане огромное значение имеют наши бригады, посылаемые в индустриальные центры и деревню, сближающие работников искусств с пролетарскими и колхозными массами.
Работа над перестройкой мировоззрения работников искусств, овладение теорией Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина, борьба за повышение марксистско-ленинского уровня работников искусств, борьба за его культурность и более высокую культуру,
повышение технологической квалификации работников искусств, вовлечение актива в профработу и в государственную работу — таковы задачи, над решением которых работал наш союз.
Большое значение имеет то обстоятельство, что к работе были привлечены ведущие творческие работники. Они окружили союз творческим активом, на них союз опирался в своей общественно-политической работе и в работе по участию в государственном строительстве. Ориентация на квалифицированные кадры, поддержка молодых пролетарских кадров — такова программа нашего союза в создании большого искусства, соответствующего величию нашей эпохи.
Союз работников искусств предпринимает целый ряд мероприятий для создания творческой обстановки каждому коллективу работников искусств и каждому работнику в отдельности. Забота о людях, борьба за хорошее материально-бытовое обслу
живание, которое содействует осуществлению творческих задач, были поставлены в центр внимания союзной работы.
Мы имеем сейчас исключительный подъем творческих сил среди работников искусств. Решающее значение в этом деле сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1933 г. Основная заслуга здесь принадлежит партии, которая необычайно бдительно и внимательно руководила перестройкой искусств в этот период. Мы вправе гордиться тем, что директивы партии были поняты правильно, что по этим директивам велась энергичная деловая работа. Этот период дал несомненный подъем советского искусства.
Мы имеем исключительное внимание и любовь к искусству со стороны широких масс. В частности, последние полтора года заполнены огромным количеством олимпиад самодеятельного искусства — и в области изобразительного искусства, и в об
ласти театральной, и в области музыки, которые проведены почти по всем областям и краям. Мы наблюдаем огромное детское движение в области искусства, которое демонстрирует подъем искусства в стране.
Поднялся удельный вес нашей организации — союза работников искусств — с точки