зрения общественно-политического значения. Повысилось и укрепилось общественное положение работников искусств в нашей стране.
Работники искусств окружены заботами партии и правительства. Мы имеем большую группу заслуженных, знатных людей искусства, особо отличившихся работников искусств, наших орденоносцев, получающих высшие отличия в нашей стране, получающих почетные звания. Для этой группы созданы исключительные условия.
У нас не только полностью ликвидирована безработица, но мы испытываем нехватку кадров для тех больших мероприятий, которые сейчас партия ставит перед страной в области искусства. Сильно поднялся материальный уровень работников искусств.
Мы имеем большую поросль молодого поколения, которое показало себя на музыкальном конкурсе и на различного рода олимпиадах.
Мы являемся свидетелями замечательной дружбы между работниками искусств и Красной армией, что было отмечено на XVII партийном съезде т. Ворошиловым.
Значительно поднялись общий культурный уровень и квалификация работников искусств. Современный работник искусств, благодаря большой жизненной школе, через которую он прошел, образованнее, умнее, тоньше и лучше подготовлен для работы в области искусства.
Возник ряд новых отраслей искусства, которые ранее не были известны, — художественное радиовещание, звуковое и цветное кино, совхозно-колхозные театры, детские театры. Мы их успешно осваиваем.
Расцвет искусства, подъем материального и культурного уровня работников искусств происходит в нашей стране, в то время как на Западе — упадок искусства и колоссальная безработица среди работников искусств.
Следует привести один пример: в связи с безработицей и тяжелым положением работников искусств в ряде капиталистических стран одно из основных политических и экономических требований, которое выдвигается работниками искусств и профсоюзными их организациями: не впускать в их страну иностранных артистов. Они гово
рят: «иностранные артисты отбивают у нас хлеб». Происходят стачки, происходят демонстрации из-за того, что приглашают иностранных артистов.
У нас, в СССР, мы принимаем очень большое количество иностранных артистов. Мы не только не протестовали против их приезда в нашу страну, а, напротив, оказали им очень теплый прием. Мы не боимся, что они отобьют у нас хлеб. И они ничуть не помешали развитию искусства в нашей стране и нашим интересам. Они сами много получили. Каждый из них отмечает, что нигде, ни в какой другой стране они не видели, как у нас, такой внимательной, такой чуткой аудитории.
XVII съезд партии, съезд побед социализма, поставил перед всем художественным фронтом и перед нашей интеллигенцией огромные задачи, которые заключаются, во-первых, в ликвидации пережитков капитализма в сознании людей средствами, которыми располагает искусство.
Во-вторых, искусство и работники искусства должны ответить на лозунг зажиточной жизни в городе и на селе огромным развертыванием работы по художественному обслуживанию трудящихся. Мы сейчас явно неподготовлены к тому, чтобы удовлетворить огромный спрос на искусство, который предъявляют к нам рабочий и колхозник.
И, наконец, третья задача — максимально развернуть сеть, поднять качество нашей работы, поднять идейность искусства. Вот основные задачи, которые стоят перед нашим союзом.
Подготовлены ли мы, все наше движение для того, чтобы разрешить эти задачи? Нет, еще не подготовлены. И в нашем государственном строительстве, и в нашей профсоюзной работе имеется еще огромное количество недочетов, на которые мы должны налечь всеми силами, чтобы справиться с грандиозными задачами, выдвигаемыми перед нами XVII партийным съездом.
Сейчас к нашему 15-летию мы имеем право оглянуться на пройденный путь, подвести некоторые итоги и сказать, что прав был Ленин, когда он говорил о так называемой «свободе художника», работника искусств.
Ленин говорил: «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Настоящую свободу, внутреннюю творческую свободу получает художник, работник искусства только тогда, когда у власти пролетариат, когда пролетариат строит социалистическое общество.
Огромная перестройка нашей художественной интеллигенции, 15-летняя история нашего союза являются блестящим подтверждением этого ленинского тезиса. Наряду с достижениями в материальном, бытовом и общественном положении работника искусств мы имеем самое главное достижение: каждый работник в нашей стране испытывает великую внутреннюю свободу для творчества.
На основе этой великой творческой свободы, возможной только в стране диктатуры пролетариата, под руководством ленинской партии, ее ЦК во главе с т. Сталиным, строящей бесклассовое социалистическое общество, работники искусств СССР про
демонстрируют перед всем миром исключительные произведения искусства, которые может создать эпоха социализма.