Ю. Славинский

ВСЕКОХУДОЖНИК

В 1934 г. исполняется 5 лет практической работы Всероссийского кооперативного союза художников. Эта дата обязывает нас внимательно просмотреть и проанализировать пройденный путь работы, подвести итоги, проверить, насколько эта новая, построенная на основах самодея
тельности кооперативная форма объединения такой сложной и пестрой среды, какой является среда художников, оправдала себя.
Не менее, если не более, существенен также вопрос перспектив дальнейшего развития наиболее целесообразных форм изоработы.
Обе задачи приобретают особое значение в свете проверки итогов перестройки всех творческих организаций после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1934 г. и определения плана дальнейшего развертывания всех видов работы изофронта по реализации решений XVII съезда ВКП(б).
Во второй половине 1932 г. во «Всекохудожнике» произошел коренной поворот к обслуживанию ведущего творческого актива изофронта.
Заслушанный президиумом ЦК Рабис доклад «Всекохудожника» в декабре 1932 г. и реше
ния, принятые по этому докладу, легли в основу плана 1933 г., значительно расширив в нем ведущие участки работы. А общее определение «Всекохудожника» как «основной производственно-экономической базы изофронта» обя
зывало особо увеличить внимание к вопросам производственного охвата кооперированных художников путем расширения выставочной работы, контрактации, организации заказов, про
ведения творческих командировок и т. д. Все эти мероприятия должны стимулировать пере
ключение творческой энергии художников на
работу по созданию новой социалистической культуры, строящейся в борьбе за социалистический реализм.
При начале своей деятельности «Всекохудожник» объединял всего лишь 57 членов-учредителей, представлявших собой в основном предста
вителей почти всех главнейших художественных группировок (обществ) того периода. После
дующий рост состава кооперированных членов (по Москве) определяется следующими данными: 1930 г. — 279 чел., 1932 г. — 1029 чел. и 1934 г. — 2 584 чел. Вместе с периферией на 1/I 1934 г. состав членов «Всекохудожникаопределяется цифрой 4 329.
Подразделение состава членов по специальностям дает следующую картину: живописцев— 37,2% — 962 чел., декораторов-оформителей — 19,1% — 496 чел., графиков — 18% — 459 чел., художников - производственников — 10,2% — 265 чел., скульпторов — 8,5% — 220 чел., архитекторов—2,9% — 77 чел. и др.
Степень охвата кооперированных членов «Всекохудожника» производственными работами не
уклонно растет, и если в первые два года работы «Всекохудожника» процент втянутых в прямую производственную работу кооперированных чле
нов из состава основного творческого актива был незначителен, то, начиная со второй половины 1932 г. и особенно с 1933 г., он резко вырастает.
В 1934 г. по плану художникам (по станковому и монументальному разделам) должно быть
выплачено по Москве 4.143.000 руб. (рост против 1933 г. на 180%), и есть основания пред
полагать, что этот план не только вполне реален, но сможет быть перекрыт.
В частности, резко повысились передаваемые художникам заказы местных организаций. Так, например, в 1933 г. эти заказы составляли 289.860 руб., план 1934 г. определяет этот раздел в сумме 1.900.000 руб.
Привлечение художников к исполнению работ на условиях контрактации, по заказам, а также работа, связанная с твор
ческими командировками, про
водилась и проводится «Всекохудожником» по определенному, заранее проработанному тема
тическому плану. Тематические задания варьируются в зави
симости от целевого назначе
ния создаваемой художественной продукции (монументальные или станковые работы, уни
кальные или репродукционные произведения и т. д.). При про
ведении мероприятий «Всекохудожник» исключил из прак
тики своей работы тенденции узкого регламентирования тематических заданий, навязыва
ния авторам специальных сюжетных «уроков».
Раздел охвата «Всекохудожником» кооперированных членов производственной работой должен быть дополнен организацией продажи картин и скульптуры с выставок. Являясь по
Художник КОЛОБОВ. Портрет В. И. Ленина и И. В. Сталина, (знаменный цех «Всекохудожника»)