Плакат, выпущенный Изо-Гизом к XIII годов
щине Красной армии
красноармейцев с производственной жизнью театра. В план всех гастрольных поездок театра вхо
дило обязательное обслуживание красноармейских частей.
Нужную и большую работу, почему-то упущенную другими театрами, по выращиванию само
деятельных кадров среди красноармейцев, ведет театр Оперетты, который выделил для инструктажа кружков двух актеров, регулярно ведущих ра
боту, и режиссеров для общей художественной консультации.
Вот несколько примеров того, как ведется работа по шефству над Красной армией. Конечно, она не везде одинакова и ее основные принципы типичны вовсе не для всех предприятий, среди которых есть и такие, которые считают культшефскую работу «общественной нагрузкой» и соответственно такому отношению ничего не делают для
ее оживления.
Но, говоря об обслуживании Красной армии, нс следует забывать, что тесная связь работников искусств с красноармейцами возможна лишь на основе взаимного шефства, взаимной помощи.
К сожалению, приходится сознаться, что подшефники зачастую этого недоучитывают, нередко ограничиваясь посещением спектаклей и концертов.
Сейчас, в период угрозы новой интервенции, взаимная помощь Красной армии искусству совершенно необходима.
Эта помощь может вылиться в самые разнообразные формы, начиная с лекций и докладов на военную тему и кончая инструктажем кружков военных знаний при театре.
Примером такой помощи может служить работа в том же театре Корш, где начсостав подшефной части за последний год провел с сотруд
никами театра 5 лекций и бесед и где силами красноармейцев было выпущено несколько стен
ных газет с военным материалом для зрителей. В театре Пролеткульта подшефники организовали военную выставку. Кавшкола, шефствующая над фабрикой Межрабпомфильм, обучала рабочих и артистов верховой езде. Но лишь в нескольких предприятиях подшефники руководят кружками военных знаний. Кстати сказать, участие работни
ков искусств в военных кружках чрезвычайно не
значительно. Наиболее интенсивно, как правило, работают стрелковые кружки, хуже поставлена работа в кружках Осоавиахима, в остальных кружках занятия ведутся очень нерегулярно.
Вина в этом, конечно, ложится, в первую очередь, на профсоюзные организации, не сумевшие развернуть разъяснительную работу вокруг круж
ков. Только театр Революции применил новую форму работы, военизировав производственные мастерские, весь партийно-комсомольский состав театра и актеров, желающих заниматься в кружках военных знаний. Практически военизация раз
решается путем регулярных занятий по 2 часа в каждую декаду. Но театр Революции в этом смысле пока является исключением, и задача работников искусств, а одновременно и их шефов — превратить это исключение в правило.
Уже давно пора поставить вопрос о проверке подготовленности театров к работе в военной обстановке. Для этого можно провести пробные мо
билизации театров в один из ближайших лагерных сборов, с тем, чтобы театры на практике доказали свое умение в наикратчайший срок переключиться на обслуживание действующих воинских частей. Об этом заставляет говорить и то обстоятельство, что зачастую театры даже во время лет
них лагерных сборов теряют связь с подшефными частями.
Все это приводит к заключению, что система культшефства работников искусств над Красной армией в существующем виде требует значительной реорганизации и более внимательного руководства.
Разве не большое упущение — отсутствие почти всякой работы с демобилизуемыми красноармейцами, с той огромной массой, которая по возвращении из армии, могла бы возглавить худо
жественные самодеятельные кружки на местах. Ничем не оправдано и отсутствие связи с Красной армией художников. Горком ИЗО, шефствую
щий только над одной из частей, конечно, не мог удовлетворить потребности красноармейских клу
бов и красных уголков в изо-инструктаже. Лишь теперь облшефкомиссия предполагает прикрепить художников к воинским частям.
В день тринадцатой годовщины Красной армии должно проверить качество, учесть положительные стороны шефской работы и насытить прошлый юпыт шефства новыми формами, которые га
рантировали бы живую органическую связь армии работников искусства с Красной армией. Празднование XIII годовщины Красной армии должно
стать мощным толчком к дальнейшему усилению и укреплению взаимной связи искусства и Краской армии.
Работники искусств в случае решительной схватки с капитализмом, должны вместе с Красной армией быть в авангарде защитников СССР.
А. Ж.