РОЛЬ ФОТО

Печать всегда была величайшей организующей сознание миллионов силой. На Западе бульварная печать, обрабатывая в определенном направ
лении сознание, а стало быть и деятельность масс, выполняет сложнейшую социальную функцию. Однако, так как эта работа носит сенсацион
ный характер, она естественно скользит поверху, не закрепляя своего влияния прямой практической Енегазетной деятельностью.
Фото на Западе применяется очень широко в отделе хроники, спорта, в рекламе, в отделах на
уки и техники, театра и т. д. Однако здесь фото чаще выступает как дополнительное изобразительное средство или источник дохода. Некий фран
цузский редактор хвастал, что в его газете нет ни одной неоплаченной строчки. Строчка, снаб
женная портретом! платящего, расценивается еще выше. Если родители Метерлинка щедро заплатили газете (кажется, «Фигаро») за опубликование хвалебной статьи о никому неизвестном начи
нающем писателе (автором статьи был Октав Мирбо), то им, вероятно, пришлось дополнитель
но оплачивать помещение портрета юноши, по счастливой случайности необманувшего оплаченных надежд своего прославленного «критика».
В нашей печати фото занимает совершенно иное место. Это место завоевывается большими усилиями, ибо надо преодолеть допотопную нашу технику, недостаток бумаги и т. д., ,и несмотря на все это уже сейчас удельное место фото в газете и в столичной и в местной больше нежели карикатуры, так недавно господствовавшей безраздельно.
Усиление роли фото в нашей газете обусловлено целым рядом положений. Несколько лет назад «Правда» целыми столбцами давала карикатуры к отдельным иностранным телеграммам ТАСС.
Сейчас господствуют портрет ударника, новоизобретенный станок, машина, лущенный цех или завод и т. д. Фото, оперирующее фактиче
ским материалом, лучше отвечает тем задачам стройки, борьбы за темпы, за овладение техникой, которые стоять перед печатью. Листки РКИ были широким полем деятельности карикатуристов, здес работали такие художники, как Елисеев, Ротов, Ганф, Розе и др. Если бы листок РКИ про
должал выходить, он, вероятно, сейчас имел бы больше чертежей, и планов, нежели карикатур. Этот поворот в работе печати прекрасно вскрыт в речи тов. Постышева на последнем всесоюзном совещании рабселькоров: «На чем базировалось раньше рабселькоровское движение? Вначале оно развивалось преимущественно на разоблачительной работе: на разоблачении бюрократизма,
на вскрытии воровства, неполадок и болячек. Рабкор вскрывал отрицательные стороны, критиковал недостаток и выводил за ушко да на солнышко бюрократа, мошенника и т. п. Все эти за
дачи сохраняют свою силу впредь... но одной разоблачительной работы теперь уже .мало... Раб
селькор теперь уже не может ограничиться тем, что он берет под обстрел пера ход выполнения тех или ийых решений .партии и правительства. На данном этапе рабселькор как передовик в рядах борцов должен быть организатором борьбы за выполнение этих решений, давая своим отношением к труду цбразцы трудового героизма».
Вот эти то задачи непосредственного участия в борьбе за выполнение промфинплана, прямая ор
ганизаторская работа на производстве, личный трудовой пример —все это приводит печать к но
вой области, к задачам оперативности ее работы, именно здесь бесконечные возможности фото. Этим мы отнюдь не хотим сказать, что карикату
ра это какой то «вымирающий ихтиозавр». Нет — это дальнобойная артиллерия, расчищающая путь пехоте, которая пулеметом, гранатой и ножницами заканчивает прямой удар и занимает укрепле
ние противника. Фото в газете, стоящее обеими ногами в конкретной действительности, и является пехотой от искусства.
Едва ли мы ошибемся, если окажем, чтс» в то время как раньше несколько лет назад фото на
ходило свое место исключительно в центральных и краевых газетах, а наизовая печать пользова
лась готовыми клише,—сейчас свое фото вопрос жизни и смерти низовой печати. В наиболее выигрышном положении, вообще-то говоря, оказывается именно заводская печать и особенно цеховая стенновка, ибо газета, непользующаяся печатным станком, не связана ни бедностью местной цинкографии, ни запасами цинка, ни недо
статком места. 1 ,
Пока стенновка выходила в высокоторжественные календарные дни, об оперативности нечего было и говорить, но после успеха цеховой газеты харьковского завода «Серп и Молот» — «Вагран
ки», еще в 1929 г. предпринявшей ежедневный выход, дело получило иной оборот.
Основной формой работы рабселькоров в данный момент является «ударная бригада печати». Эта новая форма целиком отвечает новому этапу нашей борьбы вообще. Совсем недавно рабкор или группа рабкоров считали, что они сделали свое дело, если, обратив внимание на тот или иной участок работы предприятия, могли дока
зать наличие определенного непорядка. Если же рабкоры могли сказать, как его устранить, то это

в оперативной работе печати

Значение фотоиллюстрации в периодической печати возрастает е каждым днем. Однако качество помещаемых фото и способы их подачи все еще зна
чительно отстают от задач оперативности печати. В статье „Фото в районной печати : (см. № 1 „Пролет, фото 1 ) и в помещаемой ниже статье т Гришанина на основе анализа ошибок низовой и районной прессы намечаются пути о теративной постановки фотоинформ*циии дается характеристика оппортунистической недсоц-нки фото нак одного из с: едете большевистской агитации, пропаганды и организации. В ближайших номерах „Пролет, фото будут помещены статьи о постановке фотоинформации в краевых, центральных газетах и иллюстрированных журналах.