родиой связи», решило совещание ПО рабселькоровским вопросам (февраль 1931 г.).
Практика иллюстрирования рабселькоровских писем снимками фотокоров до сих пор не полу
чила широкого развития, далеко еще не сделалась системой в работе по укреплению международной пролетарской связи. Объясняется это в первую
очередь недооценкой фотографии и фотокоровского движения со стороны еще многих газет, руководящих рабселькорами, и редколлегий, объединяющих рабселькоровскую работу на предприятиях, в колхозах и совхозах, — они просто «забывают» привлекать фотокоров к делу интернациональной переписки. Виноваты и организации, объ
единяющие фотокоров (в частности ОЗПКФ, профсоюзы) — они по существу ничего не сделали для того, чтобы обеспечить полную реализацию решений рабселькоровских совещаний. Так или иначе, но международная пролетарская фотосвязь развивается у нас главным образом по линии «специально фотографических каналов», обмен снимков производится чаще всего без участия рабселькоров, иногда даже без сопровождения
снимков обстоятельным литературным материалом. В большинстве случаев дело сводится к следующему: какая-либо из германских групп рабочих фо
тографов посылает через ОЗПКФ или какое-либо издание хорошо сделанную папку или просто скромную пачку своих фотоснимков «советским рабочим-фотографам» вообще или фотокружку какого-нибудь предприятия. Такие посылки посту
пали от групп немецких рабочих-фотографов различных районов Берлина (между прочим, берлин
цы работали наименее активно), Штутгарда, Дрездена, Эрфурта, Гагена (последняя группа проявила наибольшую активность, хотя и начала работать недавно). Снимки либо пересылаются адресату, тому или иному фотокружку, либо на
правляются в виде «передвижной выставки» из одного города в другой, из очного фотокружка в следующий ( о списку ОЗПКФ или редакции). Советские фотокружки в свою очередь посылают за границу альбомы и чаще всего пачки разрозненных снимков.
Примерно раза два-три в году приезжают из Германии гости — представители различных объединений рабочих-фотографов. Встречи с ними, ор
ганизуемые ОЗПКФ, проходя’ весьма оживленно. Здесь же производится обмен альбомами снимков и обещаниями держать самую тесную связь. Альбомы снимков не-омненно содействуют укрепле
нию международной пролетарской солидарности, так как с большей или меньшей выразительностью (в зависимости от политической зоркости и фотографического искусства их составителей) расска
зывают немецким рабочим о борьбе и победах нашего рабочего класса, а нам — о капиталистическом гнете, о безработице, о разгоне рабочих де
монстраций и т. п. Что же касается пламенных заверений — держать связь, регулярно писать
и т. д., — то эти заверения в своем большинстве оставались нереализованными. Международная фотосвязь и по линии «специально фотографических каналов» осуществлялась без должного по
стоянного руководства и системы, в условиях Фактического отсутствия организационного центра. Делегация немецких рабочих-фотографов, приехавшая в СССР к празднованию 13 годовщины Ок
тября, вместе с приветствиями и сообщениями о росте массового пролетарского фотодвижения в Германии, о его успехах в борьбе- с буржуазными и социал-фашистскими влияниями привезла жа
лобы на недостаточную организованность международной фотосвязи, выдвинула требование о создании Международного бюро объединений рабочих-фотографов. На совещании, в котором принял участие и секретарь американской группы рабочих-фотографов, было решено создать Между
народное бюро рабочих-фотографов с центром в Берлине и обратиться к рабочим-фотографам всех стран со специальным воззванием. В этом обра
щении, напечатанном в марте 1931 г. в коммунистических изданиях ряда стран, было дано задание вновь созданному бюро объединить силы ра
бочих-фотографов всех стран и осенью этого же года созвать международную конференцию рабо
чих-фотографов. Работа, проведенная бюро в тег чение нескольких месяцев, подготовила созыв та
кой конференции, состоявшейся 12 октября е. г. в Берлине.
Вскоре после создания МБРФ и опубликования его обращения организовалась ассоциация рабо
чих-фотографов во Франции («АРО»), Снимки французских рабочих-фотографов, собранные это*
ассоциацией, пересылались через МБРФ в СССР и Америку,, широко продвигались в пролетарскую печать различных стран (ряд их был напечатан в «Советском фото» за 1931 г.). Фотографический отчет о поездке в СССР, привезенный немецкой делегацией, был послан в Америку и Японию, демонстрировался на рабочих собраниях в ряде аме
риканских городов (Бостон, Детройт, Питтсбург. Филадельфия) и, несомненно, послужил как укреплению пролетарской солидарности, так и разви
тию массового фотодвижения. МБРФ связало
фотокоров СССР с рабочими-фотографами Япо- . нии, от которых уже получена первая обменная папка снимков. Удалось выявить и поддержать группы рабочих-фотографов в ряде других стран
В Голландии центральная амстердамская группа вовлекла в свои ряды около 50 человек, органи
зовала курсы для начинающих и т. д., и т. д. Большую поддержку рабочим-фотографам здесь оказала коммунистическая рабочая газета «Трибу
на». В Австрии организованы несколько групп, также в Чехо-Словакии и даже в Румынии и Бол
гарии. Во всех капиталистических странах рабочимфотографам приходится работать под жесточай
шим обстрелом полиции и цензуры (особенно в таких странах, как Румыния, Болгария). Полицейские, обнаружив рабочего-фотографа, разби
вают его аппарат, а его самого тащат в участок (такие случаи бывали даже в Германии). Остро
страдают рабочие-фотографы от недостатка средств на фотографические материалы, на аппаратуру, а иногда даже на регистрацию своих фотогрупп для того, чтобы они могли легально собираться и работать (на последнее особенно жа
луются австрийские товарищи). Ведут борьбу с
рабочими-фотографами и предприниматели, съемки на предприятиях строжайше запрещены, обнаруженные фотографы увольняются с работы.
В одном кольце с полицией и капиталистами действуют против рабочих-фотографов социалфашисты. До последних лет немецкие социал-демократы относились к фотографическим «забавам
рабочих довольно безразлично, но когда сиги заметили, что ряды пролетарских фотографов рае тут, что их организуют и ими руководят коммунистические элементы, что фотография в руках ра
бочего превращается в подлинное оружие классо
вой борьбы, социал-фашисты всполошились и стали зазывать рабочих-фотографов в редакцию