целей лежит через участие в печати и рабселькоровском движении».
Одна из задач берлинской конференции рабочих-фотографов—сделать этот опыт достоянием массового фотодвижения во всех странах, добиваться повсюду самой тесной связи фотокоров и рабселькоров, вовлечения фотокоров во всю систему ра
боты коммунистических газет с рабселькорами. Если у нас, в СССР, еще не решена полностью проблема «превращения фотолюбительского движения в движение фотокоровское, непосредственную органическую часть рабселькоровского движения», то за границей эта проблема даже не поста
влена — там наблюдается полная разобщенность рабселькоров и рабочих-фотографов. Если у нас не только фотоорганизации, но и некоторые га
зеты сами ставят вопрос о том, что надо шире открыть фотокору дорогу в большую печать (например, центральная «Рабочая газета»), то в большинстве зарубежных коммунистических изда
ний еще и не думали о возможности привлечения
рабочих-фотографов к сотрудничеству наряду с фоторепортерами - профессионалами. Берлинской конференции, конечно, не удастся взорвать стену, которая еще возвышается между организациями рабочих-фотографов и рабочей печатью, но кон
ференция должна начать серьезнейший подкоп. Давно пора дать самый решительный отпор оппртунистической болтовне о том, что фотогра
фия нужна не только для печати и потому, мол, нечего нам связываться с печатью и рабселькорами, что рабселькоровское движение в капитали
стических странах не получило такого значения и развития, как в СССР, и потому нецелесообразно советский опыт целиком переносить за границу, что в условиях нелегальной работы рабселькоров, нецелесообразно смыкать с ними пролетарские фо
тоорганизации, ослабляя тем самым возможность вовлекать и перевоспитывать на фотоработе беспартийных и социал-демократических рабочих, и т. д., и т. п. Надо указать в ответ на такие за
явления, что хотя фотография используется и не только для печати, все же генеральный курс про
летарской фотографии должен быть взят именно на участие в печати, так как участие в пролетар
ской печати, работа по ее заданиям, выполнение ее требований, наилучшим образом воспитывает
рабочего фотографа. Кроме того — мы это еще раз подчеркиваем, что только печать обеспечивает наиболее широкое (многотиражное) распространение фотоснимков. О перенесении за границу со
ветского опыта совместной работы фотокоров и рабселькоров «полностью и целиком» никто не говорит, — речь идет лишь о том, чтобы повсюду был взят твеодый курс на такую работу, а осуществление этого курса должно проверяться с учетом условий работы в каждой отдельной стра
не. Если, скажем, в Болгарии фашистский режим в равной меое бьет и по рабселькорам, и по рабо
чим-фотографам, те и другие работают нелегально, никто не может требовать, чтобы рабочие-фото
графы в Болгарии открыто выступали, но в то же время мы вправе требовать, чтобы рабочие фото
графы и в Болгарии были рабочими-фотокорами,- делали снимки, разоблачающие палаческий режим, и направляли их как в немногие оппозиционные издания, так и, в возможно большем количестве, за границу. На примере снимков, полученных не
давно МБРФ как раз от болгарских рабочих-фотокоров и продвинутых в коммунистическую пе
чать всех стран, мы знаем, как велико значение фотографических сигналов именно из тех стран, где особенно свирепствует буржуазия. Таких сним
ков мы будем получать гораздно больше, когда ни у одного рабочего-фотографа в мире не будет сомнения в том, что для наиболее эффективного участия с фотокамерой в классовой борьбе он прежде всего должен стать активным фотокором подлинно пролетарской коммунистической печати, когда редактор каждой пролетарской коммунистической газеты или журнала будет помнить о фото
коре, будет вовлекать и воспитывать фотокоров наряду с рабселькорами.
Неоспоримо, что дальнейшему развитию международной пролетарской фотосвязи будет способ
ствовать и уточнение организационных форм. Эта связь страдает у нас от большого количества каналов, между которыми в свою очередь нет систематического общения.
Мы полагаем, что в СССР, не сокращая числа каналов пролетарской фотосвязи, надо взять все их под руководство единого центра, советской секции МБРФ, создаваемой по решению рабселькоровского совещания при «Правде», как сектрр меж
дународной рабселькоровской комиссии. Советская секция обязана обеспечить в первую очередь единый план работы всех организаций, которые уча
ствуют или должны участвовать в международной фотосвязи и развитии международного фотодвижения. Советская секция должна установить тес
нейшую связь с МБРФ. До последнего времени эта связь была недостаточной. Предстоит, закре
пляя и шире развертывая массовое фотодвижение в тек странах, где уже имеются ячейки рабочихфотографов, связавшиеся с МБРФ, заново начать работу по выявлению и организации сил в странах, где МБРФ еще не успело выявить и организовать силы рабочих-фотографов. Особенно серь
езным недочетом в работе МБРФ на сегодняшний день следует признать отсутствие связи с рабочими-фотографами Англии, Испании, Бельгии.
Преодолевая разнообразные трудности и исправляя недочеты, массовое пролетарское фотодвнжение все же развертывается в широком междуна
родном плане и задача всех пролетарских организаций — помочь ему лучше использовать фотографию как одно из средств сплочения пролетар
ских сил, как дополнительное вооружение этих сил в их борьбе с классом аксплоататоров, в защите «ударной бригады международного пролетариата» от всех попыток помешать ее победоносному шествию к социализму.

ДЕКАБРЬСКИЙ НОМЕР „ПРОЛЕТФОТО» ПОСВЯЩЕН

ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОМУ фОТООЧЕРКУ

„ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ МОСКОВСКОЙ РАБОЧЕЙ СЕМЬИфотосерия воспроизводится в виде 63 кадров, напечатанных меццо-тинто.