ОСВОИТЬ ТЕХНИКУ,

ОВЛАДЕТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ,

СТАТЬ ЗНАТОКАМИ ДЕЛА

НАМ НУЖНЫ НЕ „ОРАТОРЫ ПО ИСКУССТВУ , А СПЕЦИАЛИСТЫ-РУКОВОДИТЕЛИ

Речь т. Сталина на 1 Всесоюзной конференции работников промышленных предприятий имеет колоссальное историческое значение на пути развернутого социалистического наступления.
Тов. Сталин дал четкий ответ на кардинальный вопрос: что требуется для того, чтобы вы
полнить пятилетку не только в 4 года но — по основным решающим отраслям хозяйства — в 3 года.
Эта речь, по существу, представляет собою сгусток партийных директив в период напряженной борьбы за завершение фундамента социалистической экономики в нашей стране.
Есть ли к этому решению предпосылки? Безусловно есть. Такими реальными предпосылками, дающими полную объективную возможность осу
ществить намеченные темпы социалистического
строительства, являются а) наличие природных богатств, б) наличие такой власти, которая имеет желание и силу использовать эти богат
ства в пользу народа, в) наличие мировой поддержки этой власти со стороны рабочих и крестьян, г) наличие такого строя, при ко
тором страна свободна от неизлечимых болезней капитализма (кризисы, безработица и т. д., д) наличие партии, достаточно сплоченной для того, чтобы направлять усилия лучших людей ра
бочего класса в одну точку, и достаточно опытной для того, чтобы не сдаваться перед трудностями.
Что же требуется еще?
Умение использовать эти предпосылки, или, иначе говоря, умение правильно руководить предприятиями.
Но именно в этом у нас не всегда все благополучно; в силу этого мы имели в прошлом и частичные недовыполнения промфинпланов.
«У нас нередко думают, что руководить — это значит подписывать бумаги. Это печально, но факт» (Сталин). Сла
бость руководства облегчает работу вредителей. Этим же объясняется и то, что мы все еще не имеем должного осуществления единоначалия.
«Задача, стало быть, состоит в том, чтобы нам самим овладеть тех
никой, самим стать хозяевами дела.
Только в этом гарантия того, что наши планы будут полностью выполнены, а единоначалие проведено». (Сталин).
Речь т. Сталина, обращенная к работникам промышленных предприятий, не менее важное значение имеет и для работников художественных предприятий.
В области искусства с качеством руководства предприятиями дело обстоит во много раз хуже, чем в промышленности. Еще много хозяйственников следуют принципу наименьшего сопротивле
ния: «подписывать бумагу легче, чем руководить производством». И фактическое руководство нахо
дится в руках специалистов «замов», «худрукови т. д. А между тем, в области художественного производства чрезвычайно часто встречается тип «лжеспециалиста». Это и понятно, ибо считается, что искусство — вещь слишком тонкая, чтобы можно было быстро «раскусить» человека.
Задача «технической учебы» является таким образом актуальной и для работников художественных предприятий.
Успешное проведение реконструкции искусства в значительной, мере упирается в художественную
(а часто и организационно-хозяйственную) неподготовленность руководящих кадров.
Следует отметить, что многие товарищи нередко подменяют художественную учебу скольжением по поверхности, — ограничиваются лишь усвоением ряда общих формулировок и положений. В резуль
дате такой «учебы» мы, в лучшем случае, будем иметь «ораторов по искусству», но ни в коем случае не специалистов-руководителей советского искусства.
Надо сказать, что и руководящими органами (сектор искусства и т. д.) до сих пор крайне мало сделано для организации действительной учебы руководящих художественных кадров. Уже давно пора претворить в жизнь решение о создании теавуза. Необходимо быстрее осуществить намере
ние ЦК Рабис об организации заочного универси
тета; ряд соответствующих мероприятий должен быть развернут и па местах.
Нет никакого сомнения в том, что речь тов. Сталина произведет должный коренной перелом в деле повышения качества руководства предприятиями художественного сектора — важнейшего участке идеологического фронте.