К V ПЛЕНУМУ ЦК РАБИС

V пленум ЦК собирается в своеобразной обстановке.
Кончается первый квартал третьего года пятилетки. Представляется возможность на учете опыта первого квартала проверить работу художественных предприятий с точки зрения выпол
нения промфинплана. Представляется возможность проверить конкретную работу союзных организа
ций в деле мобилизации масс работников искусства для осуществления задач третьего года пятилетки.
Недавно закончился V пленум ВЦСПС, принявший ряд решений о перестройке профсоюзов. Эта перестройка уже началась. Вопросы конкретного руководства, работы с ведущими профессиями, усиления добровольчества, проверки исполнения, усиления внимания к обслуживанию мате
риально-бытовых интересов членов союзов — все это должно получить свое конкретное отражение в работе союза Рабис.
Осуществление лозунга т. Сталина об овладении техникой в специфических условиях искусства требует конкретизации и расшифровки этого ло
зунга применительно к своеобразным условиям художественного производства. Все это, вместе взятое, придает V пленуму ЦК особый отпечаток.
Вопрос о конкретном руководстве, о борьбе с руководством «вообще», приобретает в наших условиях исключительное значение.
Имея дело с идеологическим и художественным материалом, наши организации, недостаточно во
оруженные техникой и знанием спецификации дела, зачастую склонны конкретное руководство заме
нять общими фразами, абстрактными лозунгами и бессодержательной трескотней, начиненной «ре
волюционной» фразеологией. На практике все это идет мимо жизни, мимо производства, мимо конкретных условий, в которых строится и развива
ется искусство. Особенно неблагополучно в этом отношении обстоит дело с практикой соцсоревнования в нашем производстве. Некритическое, ме
ханическое перенесение в художественное произ
водство опыта промышленных предприятий дает себя чувствовать довольно часто.
Задача повышения художественного качества продукции не осуществима без решительного и беспощадного разоблачения всего того отрица
тельного, что накопилось в практике союзной ра
боты. Поскольку проблема качества является для нас генеральной задачей, которой должна быть решительно подчинена вся наша работа, необхо
димо чрезвычайно критически проанализировать весь накопленный опыт союзной работы, чтобы твердо закрепить то, что проверено и утверждено жизнью, и решительно отсеять то, что привилось только поверхностно и не имеет никаких перспектив для дальнейшего развития.
В борьбе за подлинное ударничество и подлинную общественно-политическую активность работников искусств необходимо раньше всего на
нести удар лжеударничеству и лжеобщественности.
В этом смысле огромное значение приобретает отчетный доклад президиума ЦК, который дол
жен подытожить всю практическую работу союза в области осуществления лозунга «лицом к произ
водству» в конкретных условиях союза Рабис. Этот доклад должен обобщить весь накопленный союзом опыт и окончательно утвердить те методы и формы работы, которые мобилизуют активность работников и дают конкретный результат в обла
сти улучшения художественного производства и социалистической реконструкции искусства.
Критическая оценка накопленного опыта, проверка методов работы, выявление всех имеющихся недочетов, — все это даст материал для дальнейшего улучшения работы союза, для завершения его поворота лицом к производству.
Остальные вопросы повестки дня пленума (постановка художественного радиовещания, регулирование рынка труда работников искусств, об
служивание политических кампаний средствами изо) построены таким образом, чтобы отойти от общих и «больших» вопросов и сосредоточить внимание пленума на отдельных конкретных участ
ках художественного фронта, рассмотрев всю сумму конкретных условий, складывающихся на данном участке культурного строительства.
Вопрос о художественном радиовещании ставится на пленуме ЦК впервые. Огромный размах радиофикации страны и увеличение удельного всей художественного радиовещания делают эту про
блему необычайно значительной. Перед союзом стоит задача — выявить все детали этого произ
водству с тем, чтобы художественное качество передач было поднято на необходимую высоту.