НЕ ПОВТОРЯТЬ СТАРЫХ ОШИБОК

Каждый радио-слушатель мог слышать первый опыт создания радио-спектакля — ораторию «1905 год», сработанную режиссером Волконским и композитором Черемушкиным. Основой для этой оратории послужили две поэмы Бориса Па
стернака «1905 год» и «Лейтенант Шмидт». Но эти поэмы, по авторитетному свидетельству самого автора (на диспуте о радио-постановке), никак нельзя было узнать. Отдельные строчки были раз
дроблены. Прослушав одну строчку, только минут через пять, после многих шумов, выстрелов, музыки можно было найти следующую строчку стихотворения. Отдельные отрывки радио-оратории
доказывали события 1905 года — восстание на «Потемкине», всеобщую стачку, лейтенанта Шмид
та, декабрьские бои в Москве. В значительной мере это еще была нестройная глыба неорга
низованных звуков. Только иногда мы слышали отдельные сцены, способные произвести впечатле
ние, как, например, сцена похорон Баумана, где умелая организация музыкального и шумового ма
териала (похоронный марш, топот ног, возгласы) создавала довольно крепкую звуковую иллюзию
событий. И при всей неудаче опыта в целом, эти отдельные сцены, оправдывая работу, указывают пути дальнейшего развития недавно рожденного радио-искусства.
Радио-работники уверены, что радио-искусство аккуратно пройдет весь путь, пройденный кино. Поэтому они повторяют все ошибки, которые совершало кино на ранней стадии своего развития.
Помимо полного использования всей кино-терминологии (монтаж, планы и т. д.) есть ошибка и более серьезные. Как правило, сейчас в радио
искусстве пользуются материалом специфически литературным и специфически театральным, с не
достаточным учетом особенностей радио-искусств. Отсюда литературный материал той же оратории «1905 год» и чисто театральная подача массовых сцен. При этом радио-работники щеголяют раз
личными идеалистическими терминами, в роде «комплекса настроений» литературных произведений, которые якобы должны передаваться по радио. Совершенно забывается, что кино создава
лось в конце XIX века, когда марксистское искусствоведение было только в зачатке, а даже сколько-нибудь серьезное идеалистическое искусствоведение не могло заниматься таким «балаганным делом», каким казалось кино в те годы.
Теперь картина совершенно иная.
Во всяком случае проблема дальнейшего развития радио-искусства тесно связана с вопросом о подготовке художественных кадров для радио.
Для развития радио-искусства необходима срочная подготовка художественных радио-кадров путем создания вуза или техникума, которые бы выпускали режиссеров, актеров, а по возможности и литераторов, специально работающих для радио. И в деле подготовки кадров не надо повторять ошибки кино. Только художественные радио
работники-специалисты сумеют двинуть вперед новорожденное искусство. И. Березарк.
МРХТ. Исключить! . II акт. Постановка В. Фотиева