МЕЖДУНАРОДНЫЙ АКТЕР СКИЙ СЪЕЗД.

I. ДО СЪЕЗДА.

Западно-европейские и американские профессиональные организации работающие в области искусства почти все без исключения построены по цеховым признакам.
Реализованный у нас во Всерабисе производственный принцип организационной структуры лишь кое-где начинает завоевывать себе место и пока имеет характер первых шагов нащупыва
ния новой, отвечающей экономике и потребностям классовой солидарности формы, весьма напоминая по характеру развития эпоху нашего профессио
нального строительства в 1917—18 годах. Такова, например — тенденция ряда французских союзов— объединившихся в „федерацию работников зрелищных предприятий .
В большинстве же, стран тенденции производственного объединения возникают лишь в острые моменты классовой борьбы, стачечные периоды — толкающие родственные союзы (актеров, музыкантов, рабочих сцены) к заключениям временных, — на период стачки, — картельных соглашений о взаимной защите и помощи.
Международное профдвижение работников искусств до сих пор имело два международных центра: „Всемирную лигу артистических организаний (LMOA), объединяющую работников эстрады и цирка с центром в Брюсселе и Интернационал Музыкантов, находящийся в Гааге. Таким образом такие крупные области искусства, как театр и кино, в отношении международной соли
дарности и защиты интересов объединяемых соответствующими союзами членов, оставались не обслуженными.
Русская делегация, принимавшая в марте 1925 г. участие в работах международной конференции LMOA (Брюссель) в период своего пзебывания в Берлине внесла на происходивших в это время пленумах Всегерманского Союза работников сцены и Союза кино-работников предложения о созыве международных съездов актеров и кино-работников в целях создания соответствующих интернационалов.
Эта идея, встретившая на первых порах в обеих организациях значительные возражения — все же была ими воспринята и эти „русские предложе
ния в результате получили большинство голосов, что в частности и явилось прологом к состоявше
муся в июне 1926 года Первому Международному С езду Актеров.
Этот съезд, краткие сведения о котором были уже сообщены в нашей печати — подготовлялся в течение года. Идея международной солидарности интересов актеров, внесенная Всерабисом — встре
тила горячий отклик. Организационное бюро по созыву съезда, работавшее в Вене, к маю 1926 г. имело согласие на участие в съезд от 19 стран,— в том числе от Англии и Америки. Всерабисом в течение всего подготовительного к съезду пе
риода поддерживалась с оргбюро интенсивная связь. Острые, наболевшие в жизни актерства вопросы нашли полное отражение в повестке съезда, включившей в себя следующие вопросы: 1) информация о положении театра в разных странах с точки зрения быта актера, экономиче
ских, правовых и социальных условий, 2) театр и радио, 3) международный обмен артистическими силами, 4) организация Интернационала Актеров
СТУККЕН. (АВТОР ПЬЕСЫ „БАРХАТ и ЛОХМОТЬЯ )
(Устав), 5) международное общество театра, 6) вопросы мизансцены и драматического искусства, 7) актер и кино.
Внимание к подготовке съезда со стороны печати, особенно немецкой, было проявлено ис
ключительное. Внешняя обстановка, парадность, банкетность также носили даже преувеличенный характер, явно не отвечавший тяжелому экономи
ческому положению и безработице актерства и
несомненному кризису, переживаемому театром средне-европейских стран. Это несоответствие было отмечено в ряде статей и немецкой прессой. Состав иностранных делегаций в большинстве своем включал представителей квалифицирован
ного актерства и режиссуры, главным образом, так называемую верхушку профсоюзного чиновни
чества. Большинство организаций, представленных
на съезде не были известны друг другу с точки зрения их уставных положений, численности и мощи объединяемых ими членов и истории их профессиональной работы.
Кроме картели немецких союзов, объединявшей Германию, Юголавию, Чехию и Швейцарию «немецких яктеров), пожалуй лишь у Всерабиса были предварительные связи с частью предста
вленных на съезде Союзов. И первая встреча делегаций на предварительном сов-щании накануне открытия съезда была действительно пер
вым знакомством Союзов друг с другом. На этом совещании, обсуждавшем технические во
просы съезда, порядок дня и регламент — в связи с предложениями русской делегации о предвари
тельном, — до голосования, ознакомлении с лицом и сущностью представленных организаций — впервые около вопроса „Хозяева и работники , скре
стились принципиальные шпаги лидеров отдельных союзов.
Ю. СЛАВЯНСКИЙ.