Эфлингена (Австрия). — Мне казалось, что я читаю сказку. Если все, что сказано в «АИЦверно, то вам и вашей молодежи моя жизнь покажется тоже сказкой».
Далее т. Щ. рассказывает, как она с мужем и 4 детьми живет на 45 марок (23 рубля) в не
делю, кругом задолжены, «платежи и судебные исполнители — повседневное явление в жизни»,
двое детей ходят в платную школу, «где их учат молитвам и благочестивым изречениям», и продолжает:
«Коммунист сказал мне, что из соседнего городка выезжает в Россию один рабочий — со
циал-демократ Брутшин, чтобы изучить условия жизни рабочих, которые сами управляют своей страной. Он получил на многолюдном собрании поручение повидать семью Филипповых и про
верить все данные, помещенные в «АИЦ». Я, несмотря на свою бедность, тоже плачу свой взнос на поездку делегата в Россию, которую так много хвалят и так много чернят».
Оказалось, что не один Брутшин получил поручение о проверке. Однако об этом ниже.
Огромное большинство писем не выражает никаких сомнений. Они просто высказывают Филиппову непосредственное чувство своих авторов.
Электромонтер из Дрездена рассказывает: «Сегодня я получил «АИЦ», в котором изображены ты и твоя семья. Повидимому, строительство у вас развивается успешно. У нас ка
питалистические формы все больше приходят в упадок. Можно надеяться, что скоро будет и у нас советская Германия. В коммунистической партии идут большие разговоры с с.-д. рабочими о создании единого фронта, идут горячие собрания, вопросы ставятся остро: но мы убеждены, что добьемся своей цели. Я сам безработ
ный вот уже три года; но главное — не терять
головы. Дорогой товарищ, ответь мне на письмо и передай твоему заводу «Красный пролетарийот нас «Рот фронт!».
Один корреспондент из Голландии выразил свое чувство коротко и ясно: он прислал открытку, на которой нарисовал серп и молот и подписался.
Не только рабочих поразила «семья Филипповых». Врач М. П. из местечка в Средней Герма
ний прислал фотографию больницы, в которой он служит, и на обороте написал:
«Милая семья Филипповых. Даже в этом фашистско-«социалистическом» здании, не считаясь
с реакционной сворой, читают «АИЦ». И здесь в Германии, радуются, что так мощно разви
вается созидательная работа в СССР. Она и для нас, «буржуев», — пример и наука. Вперед, во что бы то ни стало!».
Аналогичное письмо, более подробное, пишет известный скрипач из Вены. Он в прошлом году давал концерты в Австрии, Венгрии, Румынии и Польше и «мог бы рассказать прямо поразитель
ные вещи о том, что видел — сколько нужды и бедствий».
К рассказу об этой нужде и бедствиях сводится содержание подавляющего большинства писем. Чрезвычайная конкретность фоторассказа о семье Филипповых заставила тысячи людей с болезнен
ной остротой ощутить то дикое положение, в которое капитализм поставил каждого из них. Они сравнивают свое состояние с показанными им условиями жизни советских рабочих и все без исключения приходят к единственному и правильно
му выводу: о неизбежности и спасительности диктатуры пролетариата.
«Я глубоко радуюсь, — пишет Р. С. из Ванфрида,—что у вас, в России, дела все улучша
ются. У нас, в сумасшедшей капиталистической Стране — только голод и горе. Вы-то хорошо знаете, что это означает. Вы сами испытали это в старые годы».
Безработный И. Ш. из Штуттгарта пишет:
«Расскажу вам вкратце о нашем житье-бытье: Я безработный, получаю в месяц на ваши день
ги 22 рубля пособия. Этого мало, чтобы жить, и много, чтобы умереть. А если рабочий потре
бует себе заработка и человеческого положения, которые ему принадлежат по праву, его ждет тюрьма, или его обрабатывают резиновой дубинкой. У нас, в Штуттгарте, на 400 тыс. жителей — 45 тыс. безработных. В нашей «куль
турной» Германии для нас нет ничего, кроме нужды и горя, горя и нужды».
Транспортник И. П. из Аугсбурга задает множество вопросов. Имеются такие:
«Какими правами вы пользуетесь на заводе? Правда ли, что вы участвуете в управлении предприятием? В каких отношениях Вы с поли
цией и военными? Вооружены ли вы на случай, если понадобится защищать вашу страну? Как обстоит дело, когда рабочий или работница не могут больше работать и становятся инвалида
ми? Обречены ли они на голодную смерть, как у нас в Германии? Еще один вопрос: как об
стоит у вас дело с попами? У нас это самая
выгодная профессия: они никогда не бывают без работными ».
И, как неизбежное следствие, многие из писем сводятся к вопросу: нельзя ли покинуть здешний «рай» и переселиться в Советский союз? «Невоз
можно больше выносить эту голодную жизнь», — пишут два слесаря из Рура. «Я чувствую себя в Германии довольно-таки лишним», — говорит ма
ляр из Нюренберга. «В нашем государстве прямо становишься лентяем», — с горькой иронией пи
шет безработная швейница из Лейпцига. «Хочу отдать свои силы пятилетке!» —заявляет инструментальщик из Анкама.
В этом горячем стремлении содержится не только жажда найти работу здесь, но и годами вынашиваемая мечта жить в рабочей стране, отечестве рабочих всего мира.

Правду ли рассказал «АИЦ»? Не были ли законны сомнения, высказывавшиеся в письмах и на рабочих собраниях?
15 октября прибыла в Москву делегация германских рабочих социа л-д е- м о к р а т о в. Уже на вокзале делегаты показали
номера «АИЦ», которые они привезли с собой, и просили проводить их к Филиппову. На другой день делегация в полном составе побывала на «Красном пролетарии», откуда вместе с Филиппо