Описанная обстановка требует от работников фотографии, — в особенности той. их. части, которая может и желает итти по пути пролетарской фотографии, особого теоре
тического напряжения и большевистской бдительности для овладения марксистско-леинскими методами и на этом участке.
Уже первые шаги диференциации на фотографическом фронте показали, что нельзя ограничиваться разоблачением чисто буржуазных мастеров и отдельных группировок; даже те творческие группы, которые стремятся включиться в единый фронт социали
стического наступления, допускают вольно и невольно крупнейшие идеологические ошибки, делающие их продукцию зачастую политически вредной и классово - чуждой. Борьба на два фронта в полной мере сохраняет свое актуальное значение и на фотографическом фронте.
Аллилуйщина, приспособленчество, рабский натурализм, недооценка роли фотографии в печати, попытка обратить фотографию в «картину», «чистая любительщина
и т. Д. — выражающие правооппортунистические тенденции у части наших работников и еще неизжитые в ряде прослоек массового фотодвижения — вот главная опасность на фотографическом фронте.
Одна советская тематика не обеспечивает нас от правооппортунистического влияния, от обывательщины и мелкобуржуазного эстетизма в советской фотографии.
Наряду с этим некоторые «левые» довольно напористо пытаются протащить в советскую фотографию элементы «лефовщины», формализма, трюкачества, типичное для взбесившегося мелкого буржуа отрицание всякого искусства и ограничение изобразительной агитации лишь рамками «фактографии» — все то, что подменяет социально политическую насыщенность формалистическим трюкачеством.
Эти извращения большевистской линии в фотографии должны встретить сокрушительный отпор, прежде всего путем теоретического и творческого разоблачения как пра
вых, так и «левых». Фотография на этой борьбе должна консолидировать силы всех, близких пролетариату элементов.
Во-вторых, эта борьба должна итти по линии включения тысяч фоторабселькоров в фотографическое дело, путем выращивания кадров из людей рабочего класса.
Эта борьба должна, в-третьих, итти по линии все большего и большего участия фотографии в массовой агитации и пропаганде, в особенности через печать, и обеспеченияполитического руководства и контроля со стороны последней.
Непримиримость и бдительность должны быть таким же острым орудием большевизации на участке фотографии, как и иа других идеологических участках.
Это, однако, не должно означать, что мы механически выбрасываем за борт все попутнические элементы фотографии (профессиональный репортаж в основном выполняетсяпопутчиками), несмотря на то, что многие из них, не овладев диалектико-материалистическим методом, в своих высказываниях, в своей продукции, допускают грубейшие правооппортунистические и левацкие ошибки.
Наоборот, мы должны и будем стремиться к тому, чтобы помочь лучшим из этих: товарищей включиться в оперативно-большевистскую агитацию и пропаганду, овладетьмарксистско-ленинскими методами и вместе с рабочими-фотографами служить делу соцстроительства. Но эта помощь ни в коем случае не может принять формы примиренческого, либерального замазывания ошибок, а должна путем острой, товарищеской, бое
вой критики и разоблачения отдельных ошибок высвобождать этих товарищей из путобывательщины и мелкобуржуазного формализма.
Эта помощь принесет положительные результаты лишь в том случае, если сами работники советской фотографии внутренне поймут, вскроют до конца и исправят свои ошибки, чтобы таким путем вступить на правильный путь пролетарской фотографии.
Диалектическая закономерность борьбы на два фронта приведет и на фотографическомучастке к разоблачению и отметанию чуждых и враждебных элементов, примазавшихся к советской фотографии, приведет к консолидации и выращиванию теоретически актив
ных пролетарских работников фотографии и втянет в русло пролетарской фотографии лучшие попутнические и союзнические силы.
В этой области мы за истекший год уже имеем на лицо признаки реорганизации группы «Октябрь», образовавшейся из осколков старого «Октября», но еще недавно снова показавшей ряд грубейших политических и творческих ошибок (в работах Род
ченко, Игнатовича и др.). Мы имеем факт создания группы РОПФ, которая еще нб
свободна от ошибок, но уже показала свою решимость твердо встать на союзническиерельсы.
Внутри пролетарской фотографии мы должны на данном этапе всячески способствовать разнообразию и многосторонности творческих методов групп и отдельных работ
ников. Мы вовсе не стремимся к монополизации какой-нибудь из творческих группи
ровок; однако творческая борьба и творческая диференциация обязаны совершаться;
в пределах генеральной линии нашей партии, в пределах подлинно-пролетарской фотогграфии.