РАЗВЕРТЫВАЕМ

ТВОРЧЕСКУЮ ДИСКУССИЮ

Творческая дискуссия пока ограничивается участием узкого круга московских фотоработников. На страницах журнала должны широко выступить фотокоры, фотобригады и отдельные работники Москвы и периферии, делясь своим положительным опытом и вскрывая классово-чуждые влияния и ошибки в практике фотоработы.
Только массовое участие сроторабкоров и фотоселькоров в развертывании творческой дискуссии обеспечит ее правильное пролетарское направление.
Фото — новое и для буржуазии и для пролетариата изобразительное искусство. Специфику его большой технической вооруженности и громад
ной оперативной подвижности целиком отвечает современным темпам.
Советская фотография еще не имеет своей теории или почти не имеет, но имеет громадную практику, наиболее яркие страницы которой па
дают на те моменты, когда фото выступает в качестве агитатора или пропагандиста на фронте строительства социализма, когда фото выступает в роли организатора масс для преодоления от
ставания, для ликвидации прорыва и перехода в наступление на том или ином участке стройки.
Мы в настоящей статье остановимся на некоторых теоретических высказываниях о месте фото в системе искусства, о связи нашей пролетар
ской культуры с культурой буржуазии, а также о некоторых явлениях в области нашей повседневной практики.
В области фото и его творческих проблем нет ни одного решения партии, ни одного высказывания Ленина. Однако, имея перед глазами бо
гатый опыт литературного движения, имея ряд совершенно определенных высказываний Ленина по вопросам культуры, мы можем легко установить отправные пункты.
Основной смысл ленинского учения о культуре заключается в том, что мы должны взять всю ту культуру, которую создал капитализм, переработать ее, и только на основе этого крити
ческого пересмотра возможен рост и развитие культуры новой. Вот, что говорит Ленин по это
му поводу: «...От раздавленного капитализма сыт не будешь. Нужно взять всю культуру, ко
торую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания и искусства. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не мо
жем» (собр. соч., 2 изд., т. XXIV, стр. 65).
И в другом месте: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру,— без такого понимания нам этой задачи не резре
шить» (собр. соч., 2 изд., т. XVII, стр. 314— 319). Как видно из этих цитат, Ленин выступает против отрицания буржуазной культуры.
Корни сплошного отрицания культурного наследства буржуазии кроятся в непонимании диалектики общественного развития, непонимании того, как пролетариат овладевает художественным наследством буржуазии и как слагаются основы пролетарского искусства.
Характерное для буржуазии докризисных лет развитие техники породило урбанизм, кубизм, конструктивизм, как художественный эквивалент экономической формации. Эти направления после Октябрьской революции под видом самых передовых широкой лавиной влились к нам и наложили свою печать на отдельные виды искусства и
отдельных литературных и особенно театральных работников периода 1918—1925 гг.
Футуристическая поэзия «левозагибно» и механически «сняла» (отнюдь не в диалектиче
ском смысле) лирику. Левый театр декретировал ликвидацию сцены и рампы, пытаясь свести оформление спектакля чуть ли не к староанглийским условным Обозначениям — дощечка с надписью «сад», дощечка — «площадь» и т. д.
Диалектика объективного хода вещей вносила коррективы, ибо то, что казалось на Западе самым передовым, у нас могло быть лишь критически перерабатываемым материалом для даль
нейшего развития, а отнюдь но фундаментом для нового пролетарского искусства. Поэтому пролет
культовцы, отчасти Маяковский и Мейерхольд и др., от сплошного всеобщего «отрицания» должны были перейти к более глубокой оценке про
шлого, что дало в свою очередь более высокое мастерство, органически близкое подлинному пролетарскому искусству.
Когда поэт, называющий себя пролетарским поэтом, выбрасывает из списка средств, находящихся в поэтическом вооружении рабочего класса, лирику, он объективно разоружает пролета
риат, ибо лишает его средств влияния в одной из наиболее тонких областей человеческой психи
ки. Ликвидация лирики происходила на основе вульгарного механистического представления об

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОТО

(Заметки о некоторых высказываниях и о кое-какой продукции)