Фото ЕЩЕ НЕ ПОСТАВЛЕНО НА СЛУЖБУ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

Фото и техпропаганда; фото и техника; роль и значение фото; пути развития фото,—- благодарная, поистине необъятная тема для всех, кто хочет говорить, кто может писать.
Конечно весьма почтенно и нужно было бы в сотый, тысячный раз -начать с того, что «Волга те
чет в Каспийское море», что «солнце светит днем, а луна ночью», что «лошади...»—словом с достой
ных, но утерявших свою свежесть истин. Конечно еще нужней и почтенней было бы наговорить, доброй традиции ради, неучу общих фраз и умных слов, посетовав на недооценку фото. Заодно ко
нечно помянуть и записку т. Бухарина, в которой не отмечена огромная роль фото в техпропаганде, тех-учебе. Конечно, повторяем, все это было бы весьма почтенно и нужно, но в конечном -итоге свелось бы к очередному плачу в жилетку, к очередному бесполезному переводу бумага.
Тщетно ждать какой-то феи, каких-то чудес.
Не улучшают положение и компромиссы, половинчатость, свойственная нам патриотическая «сни
сходительность» (простите мол нас, «сереньких», «хоть сопливенький, да свой» и т. Л.). Наоборот, подчеркивают, усугубляют пропасть между должным и возможным, между завтрашним днем в сегодняшней доподлинной реальностью.
Да, слов нет, в отношении фото наблюдается необычайная недооценка, идущая от скверных времен «любительщины», идущая от нелестных портретов девушек, собачек и кошечек и прочих любимых существ, идущая от провинциальных и сто
личных доморощенных самоучек, «р-ембрандов», идущая от влюбленных в живопись неудачливых вчерашних живописцев, а ныне прославленных «фо
тохудожников», наконец от разбросанных везде фабрик пошлости и -красоты, сир-ечь стационарных и -пушкарских (разница в цене и шаблоне) портретных заведений. Все это так. Недооценка, неверие в возможности фото пока естественны. Чтобы понять их, не надо даже возвращаться во вче
рашний день, стоит оглянуться сегодня, чтобы корни, причины ее -стали ясны. Скверным «любительством», скверным профессиональным ремесленничеством дурного толка -пахнет от всех этих фотовитрин, -от кормящи-х матерей (обязательно с распущенными волосами), красивов-атых юношей и девушек в национальных и профессиональных костюмах или вовсе без оных, от гладеньких замазанных ретушью и фоном порт-ретиков («замечательный фотограф,—-говорят, что похоже и -куда инте
ресней, чем в жизни», «Словом, жизнь — сказка»), наконец от огромного чудовищного количества дежурных «картинок», -разбросанных на ли
стах наших газет и журналов, стыдливо ставящих (эта стыдливость, правда, проявляется далеко не
всегда) под портретом честного пса подпись «волк», «тигр», «сло-н», «бегемот»—.в зависимости от требования.
Мало истошно клясться
и бить себя в грудь
Отсюда именно эта недооценка, это неверие в фото так же естественны, как очевидна для неко
торых работающих в области фото та огромная роль, -которая принадлежит этому изобразительному средству -в нашем завтрашнем дне. Мало ис
тошно клясться и бить себя в грудь, уверяя что фото —- это все, что только — фото, что прежде всего —· фото. Надо это показать и -прежде в-сего доказать не -словами, не выкладками, а самой работой, а результатами. I огда, несомненно, не будет уже никаких разговоров о недооценке. Тогда фото само станет на должную высоту, подобно тому, как оно сейчас, без ненужных истерик, без жалоб
и плача, становится в ряды полноценных рабочих процессов в медицине, м-еталлобработке, металлур
гии, топографии, астрономии, -геологии, археологии и т. п., словом, во в-ое-х областях науки и техники, где нужна фиксация определенных предметов и явлений не только самих по себе, не только в про
странстве и времени, -но и во взаимной связи, во взаимодействии с окружающим.
Рентгеновский снимок, микроснимок, микрофотографии, масштабная и перспективная съемки и т. д.
доказали свое право на существование, сделались необходимыми и неотъемлемыми в -соответствую
щих работах, в соответствующих технологических процессах. Там о неумелости их не говорят, там в необходимости их не сомневаются, там нет недооценки, ибо роль фото и польза от -него совершенно ясны.
Не так давно наметилась перемена в той части фотоработы, которая -ставит своей задачей показ живого человека наших дней, показ человека в ок
ружении и во взаимодействии -с нашей социалисти
ческой стройкой, п-о-каз строителя нашей страны,
нашей -культуры и нового быта. И этот, толькоеще наметившийся перелом сразу же повысит на соответствующих участках значение фотографии как мощного -оружия агитации и пропаганды, смело становящегося в одну шеренгу с ранеее признан
ными уже видами изобразительных средств. Здесь тоже сам по себе отпадает вопрос о недооценке, ибо фото стало уже не сам-оусл-аждательской «лю
бительщиной», не регистратором м-илых сердцу или разуму предметов и событий, а доказавшим свое п-ра-во на существование средством, -помо-гающим осуществлению поставленных перед нами партией и правительством задач. Вот это-то как раз и над
Настоящей статьей мы открываем обсуждение вопроса о роли и возможностях фотографии в техпропаганде и техучебе. Мы призываем всех работников фотографии, в первую очередь связанных с новостройками и гигантами нашей промышленности, работающих в крупных механизированных колхозах и совхозах, а также научных работников, фоторепортеров и фотокоров принять активное участие в обсуждении этого важнейшего вопроса.