У ЦИРКОВОГО МАНЕЖА.

Прочитав в № 4 от 8-го февраля с. г. журнала „Рабис беседу с председателем ПУГП’а тов. Данкманом, считаю своим долгом, некоторым образом, дополнить эту беседу и с своей стороны задать несколько вопросов.
Мне кажется, что т. Данкману больше, чем кому-либо должно быть известно, „что предста
влял собой цирк в период своих первых шагов на советской почве и т. д, и каким образом „советский цирк с первых шагов своей дея
тельности приступил к чистке этих авгиевых конюшев , „стремился к его оздоровлению и „к постройке нового цирка на основе созда
ния здорового и полезного зрелища для широких трудящихся масс и потому невольно хо
чется сказать тов. Данкману: „Не пора ли говорить откровенно... На чистоту...
Вы напутали, тов. Данкман... Когда это „с тех пор, как цирк стал на советскую почву этот цирк был „осколком обычного типа западного цирка ... Это не в тот ли период, когда бывш. Управление цирками изрезывало тысячи аршин шелка и сукна (получаемых кстати сказать бесплатно из Глав. и Центротекстиля) на фантасти
ческие костюмы для цирковых артистов?.. Или, когда жирные телеса борцов-профессионалов обле
кались в тоги римлян и, с позволения сказать, в доспехи гладиаторов?.. Или, когда жокеям на
тягивали шелковые рейтузы, в которых никак не
могли соскользнуть с наканифоленного крупа лошади, бедные жокеи?... Или, может быть, дико раскрашенный внутри, как в приснопамятное время палатки Охотного ряда, цирк походил по своему убранству на цирк запада?.. Или подве
шивание бедного талантливого Лазаренко под купол цирка вы считаете „осколком западного цирка ?..
Далее: что вы называете „чисткой Авгиевых конюшен ?.. Исключение из программ цирка кор
дебалета и отдельных танцевальных номеров или момент, когда вы выкинули никому ненужных борцов, разыгрывавших никому ненужные панто
мимы, стащили с плеч артистов изрезанные шелка, сняли с бедных униформистов „одноштанные униформы , замазали простой честной советской известкой „Охотнорядский взлет фан
тазии художников, перестали выпускать на манеж с фанфарами поэта Ивана Рукавишникова?.. Это вы называете „чисткой Авгиевых конюшен ?.. Так ведь это же бывшее Управление Госцирком само „занавозило цирки... Само без чьей-либо помощи из одного только видимо стремления „стать ближе к массам ...
Если говорить, то говорить на чистоту... все, не мудрствуя лукаво. Не с того надо начинать. И не с того должен был начать в своей беседе т. Данкман, возглавляющий в настоящее время Управление Госцирков.
Начать надо было с покаяния, с всенародной исповеди, мол, каюсь, как сообщник, правда невольный, молчаливый, бесправный сообщник, от своего лица за все прошлое, проделанное с цирками. Долго, мол, измывались мы над бедным цирком и циркачами, всеми силами хотели его искалечить, все старания прилагали, чтобы низ
вести цирк на нет. Но оказались бессильными: цирк нас победил... Старый, рутинный до по
следнего грязного опилка манежа, ортодоксальный цирк — нас уложил на обе лопатки.
Далее. Тов. Данкман совершенно правильно указывает, что с появлением на наших манежах и сценах иностранных цирковых артистов квали
фикация русских циркачей заметно поднялась. Но т. Данкман, разве все дело в квалификации?
Не об одной квалификации надо говорить — этого мало. И вот почему: слыша упреки русских цир
качей на то, что, мол, госцирки приглашают из-за границы таких артистов, коих у нас своих доста
точно, невольно мысленно сравниваешь работу тех и других и приходишь к заключению, что, верно, у нас много прекрасных артистов цирка. Но когда видишь темп, четкость, ясность и чи
стоту, связь и последовательность между трюками, легкость преподношения номера, красоту „про
дажи его у иностранцев и несрепетованность, явное отсутствие тренажа, неряшливость приемов наших русских артистов, в работе которых так и сквозит наше родное „авось , „здорово , „слава богу, кончил номер — результат этого сравнения
ясен. Этого-то и не должно быть у нас. Это не может быть допускаемо, и от этого должны изба
виться сами наши артисты. Дело не в квали
фикации, ибо, еще раз повторяю, наши русские артисты не менее талантливы и далеко не хуже выписываемых иностранцев...
ЦУГЦ обижается „на вопли по адресу так называемых смертельных номеров , и справедливо указывает на то, что каждый номер циркового артиста одинаково труден, но одинаково безопа
сен, ибо строго выверен... „Вопят , тов. Данкман, не о номерах, являющихся результатом
долгой тренировки и репетиций, „вопят о так называемых номерах „куража ... Разве то, что проделывал в цирке Клиф - Аэро (полет из-под купола цирка вниз по разведенным плос
костям) искусство?... Разве прыжок на велосипеде
Лейнерта — искусство?... Разве работа Франческо, Ник- Дьяволо и им подобных — искусство?... Это же номер от „куража . Просто — на математически вычисленных плоскостях, на точных выве
ренных приборах храбрые постольку-поскольку молодые люди, ничего общего с искусством не имеющие, показывают свое „искусство в ковычках, никому ненужное, никчемное, взбудоражи
вающее нервы непосвященных в эту махинацию людей. Вот об этих „квази-смертельных номерах „вопят люди. Вот этих-то номеров надлежит елико возможно избегать в программе цирка. А далее — не нужны цирку ни доморощенные, ни иностранные факиры, ибо смотреть, как чело
век прокалывает себе тело различной величины
булавками или глотает различных рыб, лягушек и другую нечисть не только что неприятно, ненужно, а просто противно.
О клоунах-сатириках в нашем советском преломлении напрасно упоминает т. Данкман. И мы не будем о них говорить, так как их почти нет...
Есть старые, добрые, милые клоуны Радунский и Вильдзак, братья Танти, Лазаренко и др... Есть потуги на советскую сатиру, на злободневные репризы, но как это далеко от той со
ветской сатиры, которую ждет та масса, о которой так любило вспоминать в своих докладах бывшее Управление Госцирков...
Не пора ли об этом не только подумать, а просто в это же лето провести в жизнь.
С. СИМОН.