Если Борис Годунов ломался, отказываясь от шапки Мономаха, то нельзя ломаками назвать членов Рабиса, отказывающихси от занятия выборных должностей.
Официальные причины отречения отличаются многообразием. Так, в Башкирии, тов. Мараханов подал заявление об освобождении его от обязанностей члена Правления, „в виду тяжелого материального положения .
Башрабис постановил: „Причину, выдвинутую т. Марахановым, считать уважительной .
Чаще фигурирует другая мотивировка: „по болезни и, напр., на конференции Рабиса в Новочеркасске по сему поводу показания даже давались свидетельские в роде:
— Я сам сейчас видел, как Рябухин получил лекарство из аптеки.
Заявления о снятии с себя сана составляются иной раз с чрезвычайной обстоятельностью. „Моя болезнь — пишет член одного из Киевских мест
комов, тов. Кузнецов — это органический порок сердца и нервность. Малейшее потрясение стоит мне трех бессонных ночей... При наличии моего здоровья, считаю для себя невозможным работать и прошу Союз отнестись к моему заявлению почеловечески, освободив меня, как члена месткома, ибо я чувствую, что в дальнейшем плохо кончу .
В предвидении столь плохого конца, тов. Зеленцов (Пенза) решил действовать напрямки, не указуя на нищету свою, хворости и недуги.
В протокол Пензгубрабиса так и занесено:
„Слушали: Заявление члена правления т. Зеленцова с мотивировкой его отказа от вхождения в состав месткома нардома, в виду наличия обстоятельств, могущих угрожать его со
стоянию в производстве в случае, если он войдет в местком.
Постановили: В докладе на президиуме ГСПС детально осветить положение наших работ
ников, вынужденных опасаться репрессий за участие в союзной работе .
Случай разительный: член правления, и тот в месткоме работать опасается: как бы к сезону новому не показали кузькину мать. Случай, кото
рый должен заставить нас насторожиться и принять меры.
Работать в союзе Рабис, вообще, штука нелегкая. Чуть что — и врагом народа объявят тебя. Чуть что — и бумагу получишь вот какую:
„В случае отказа комитет будет считать союз Рабис чуждым насущным нуждам страны.
Расшифруем. Что за комитет и что за отказ. Комитет — по проведению трехдневника охраны материнства и младенчества в Ново-Сибирске. Отказ — само собой — в разрешении членам Рабиса в понедельник подработать. Авансом Охматмлад предваряет Сибрабис: в случае отказа будете считаться чуждыми насущнейшим нуждам страны!
Невольно на ум приходит: по примеру Охматмлада не учредить ли нам Охррабис: — охрану труда работников искусств от „понедельников , которых, вообще, нехватает, невзирая на то, что у нас, вопреки пословице, не семь пятниц, а
Т.т. читатели! Присылайте для фельетонов „На разные темы“ выписки из протоколов,
вырезки из газет, афиши. Сообщайте факты!
семь понедельников на неделе бывает. Недаром же Уральский Облрабис, заслушав заявление МОПР’а, 15 февраля с. г. постановил: „В виду того, что все понедельники в феврале заняты, разрешение данного вопроса временно отложить.
Где уж тут культработой заниматься, коли все понедельники на месяц влеред расписаны. Так, видимо, рассуждал т. Чекменов в гор. Фрунзе, подавший в Киргизский Облрабис заявление о выдаче ему пособия из культфонда. Облрабис заявителю постановил отказать, не потому, впрочем, что из культфонда никаких вспомоществова
ний и воспособлений выдавать не надлежит, а потому лишь, что „по культфонду имеется мало
численная сумма, на которую союз имеет в виду приобрести профлитературу.
Если профлитература приобретается, то нельзя сказать того же о дровах, поскольку красные уголки зачастую не отапливаются. В этом отно
шении выделяется Пятигорск, где, по сообщению газеты „Терек , зав. худож. секцией ОКРОНО, тов. Виленский расхаживал по красному уголку Рабиса в чем мать родила, что свидетельствует с несомненностью о достаточной отапливаемости помещения.
Чрезмерно высокая температура, разжижжению мозгов способствующая, поддерживалась очевидно в красном уголке Рабиса в Керчи, чем только и можно объяснить выдачу следующего удостове
рения, подписанного заведующим уголком тов. Айдыняном:
„Дано сие А. П. Югову в том, что на запрос его, какого он был поведения в красном уголке и занимался ли он демагогией, склокой и агита
цией против правления, я отмечаю, что т. Югов никогда в кр. уголке подобными вещами не занимался за исключением агитации антирелигиозной, политических диспутов и вообще пропаганды идей коммунизма .
***
Ежели публика в цирк ходить не в расположении, как быть тогда?
Рецепт находим в протоколе Сыр-Дарьинского Рабиса:
„Единственно, на что можно иметь надежды, чтобы выйти из создавшегося положения — это ввести подарки .
Не артистам от публики, а — напротив того: от артистов публике.
Другое „средствие в Белеве (Тульской губ.) употребляется. В трудколлективе тамошнем зна
чительно пали сборы, в силу чего решено было: „в целях повышения посещаемости театра писать в афишах бенефис, как средство рекламы, не допуская фактических бенефисов .
12 -го февраля с. г. состоялся еще один бенефисный спектакль „Хитрая Вдовушка засл. арт. Е. М. Грановской в театре „Комедия (б. Пассаж), не в Белеве каком-нибудь, а в... Ленинграде.
Хи-и-трая вдовушка!
Б. К.